Таро Босха: история создания, особенности, символы

Таро Босха – МБК

Эта колода Таро предназначена стать окном в скрытый от нас мир бессознательного, который подлежит самому тщательному исследованию, если мы хотим проложить ясную дорогу от прошлого к будущему. Иллюстративный ряд карт этого Таро не случаен Атанас Атанасов, прекрасный художник-иллюстратор издательства Lo Scarabeo, взял за основу своих миниатюр творчество «Именитого мастера» конца XV — начала XVI веков, Иеронима Босха, адепта братства moderna devoito (нового благочестия).

Предвосхищая психоанализ, Босх использует всю остроту своего изощренного ума, чтобы извлечь из бессознательного фантастические символы, способные поразить зрителя. Но для художника они являются не просто порождением психического автоматизма или чистой игрой разума. Мастер не попадает в плен к своим субъективным фантазиям, напротив, он управляет ими. В его руках символы становятся инструментами, которые он использует в своих целях. Босх одновременно сновидец и судья над снами, актер и постановщик в одном лице. Колода, созданная по мотивам его картин является уникальным инструментом разрушения иллюзий, в то время как другие колоды ориентированы на то, чтобы как можно точнеее изобразить человека, каким он выглядит снаружи, это единственная колода способная отобразить человека изнутри.

Одной из характерных особенностей этой колоды является ее явное нежелание отвечать на те вопросы, ответ на которые уже известен гадающему. Если на темы финансов, здоровья, карьеры эта колода дает на удивление краткую и точную информацию, то с темой взаимоотношений не все так просто — в раскладе зачастую отразится мир сомнений, беспокойств, фантазий, страхов и просто предположений и мыслей по поводу этого партнерства. Но это не не издевательство с их стороны, как можно было бы подумать, а самая ценная подсказка…
Старшие Арканы

0 Дурак — «Бродяга» в чужой стране не рискует прослыть безумным если его примут за мудреца. Правильный вопрос — первый шаг к ответу. БЕЗДУМНОСТЬ.
1 Маг — Поиск истины. Не ошибается тот, кто ничего не делает. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.
2 Папесса — Знание истины — в концентрации, исполнение желаний — в упорстве. ПРОШЕНИЕ.
3 Императрица — Совершенная невеста подобно идеальной матери — не служанка, а королева, и ее сердце должно биться в унисон с ее собственными желаниями, а не в угоду другим. МАТЬ.
4 Император — Величие зависит от человека, а не от его одежды, но человек должен носить одежду, соответствующую его статусу. ОТЕЦ.
5 Папа — Не следует ничего бояться, особенно себя. ВЕРА.
6 Влюбленные — Человек не целостен пока он один. Противоположности должны сойтись, чтобы произвести нечто новое. ЧИСТОТА.
7 Колесница — Зов плоти заключенной в метал. Подвергшийся насилию порой не замечает этого и не ищет никакой защиты. НАСИЛИЕ.
8 Правосудие — Никакая несправедливость не может запятнать правду. На радость или печаль, но каждому предстоит встретиться со своей судьбой. ЗАКОННОСТЬ.
9 Отшельник — Силой собственного воображения человек способен превратить чудовища в ангела. МЫСЛИ.
10 Колесо — Достигший мудрости не позволит себе направить ее на страдание мира. Отсутствие мудрости может обернуться концом света. ВРЕМЯ.
11 Сила — Слабость, казалось бы неукротимого врага проявится, если перестать бояться ит не отступать. ХРАБРОСТЬ.
12 Повешенный — Тайное скрыто за явным. Нужно смотреть и выше и глубже, освобождая себя от привязанности и навязанного мнения со стороны. СТРАДАНИЕ.
13 Смерть — Зло, которое мы несем непосредственно в себе. ЖАЛОСТЬ и ПРОЩЕНИЕ
14 Умеренность — Благодаря маленьким делам достигаются большие цели (результаты), никогда нельзя терять надежду. ТЕРПЕНИЕ
15 Дьявол — Зло черпает свою радость из зла, но человек не создан для подобной радости. ЖЕСТОКОСТЬ.
16 Башня — Руины когда-то прекрасного здания теперь населяют демоны. РАЗРУШЕНИЕ.
17 Звезды — Красота огромного небосвода создается из деталей. БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
18 Луна — Фантазии, в которые мы погружаемся, лишают нас цели на пути. МЕЧТА.
19 Солнце — Жизнь, которую мы посвящаем другим, освещает нашу судьбоносную дорожку. БЕССМЕННАЯ ВАХТА.
20 Страшный суд — Чтобы в будущем нам сопутствовал успех надо закончить все то, что было недоделано в прошлом. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
21 Мир — Мы должны быть способны объять всю свою вселенную, и то что в тени, и то что на свету. ЗАКОНЧЕННОСТЬ.

Младшие Арканы
МАСТЬ ЧАШИ
МАСТЬ ПЕНТАКЛИ
МАСТЬ БУЛАВЫ
МАСТЬ МЕЧИ

Мечи — масть, представляющая неудовлетворенность и комплекс вины.
Мечи — это и те уколы, синяки и царапины, которые мы получаем и несем в своей душе. Обоюдоострые мечи поворачиваются от внутреннего к внешнему, вскрывая спрятанные от чужих глаз и от самого себя нарывы.
Туз — УПРАВЛЯЕМЫЙ ИНСТИНКТАМИ. Тот, кто силен инстинктами, не способен взлететь из-за собственной слабости.
2 — СИЛЬНЫЙ. Противоборство превращает нас в того, с кем мы хотим бороться.
3 — БЕЗДЕЛЬНИК. Тот, кто прячет свои руки, не отдает и сердца.
4 — ДОБЛЕСТНЫЙ. Страх не дает устоять даже перед собственным мечом.
5 — СТРАННИК. Один меч – оружие, больше чем один — связка.
6 — ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ. Того, кто спасается бегством, догоняют и бьют.
7 — УДАЧЛИВЫЙ. Трофей в сражении получает тот, кто находится в стороне от битвы.
8 — НЕОПЫТНЫЙ. Если делать все дела сразу, то быстро устанешь.
9 — РАНЕНЫЙ. Нарушенная целостность — самое худшее из возможного.
10 — ОДИНОКИЙ. Чтобы устоять в сражении, вы нуждаетесь больше чем в одном оружии.
Паж — ХУЛИГАН. Чем слабее враг перед ним, тем он смелее.
Рыцарь — ИСПУГАННЫЙ. Меч не может преобразить пекаря в воина.
Королева — РАЗЪЯРЕННЫЙ. В угрозах можно найти удовлетворение, но никогда решение.
Король — СПОКОЙНЫЙ. Скрытая обида может быть столь же неуправляема, как шторм.

Корабль дураков

1490 – 1500-е годы. Музей Лувр, Париж.

«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Святой Антоний

1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.

«Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 – 356).

Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами.
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, – это то, что мы есть

У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

Блудный сын

1503 год. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.

В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои представления о жизни
Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
.

Несение креста

1516 год. Королевский музей изящных искусств, Гент.

Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
Для Босха образ Христа – олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
По своим художественным качествам «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

Увенчание терновым венцом

1490 – 1500-е годы. Национальная галерея, Лондон.

На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.
Число «четыре» – число изображенных мучителей Христа – среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка – Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Четыре злобных лица мучителей Христа – это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу – сангвинического и холерического.

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.

Полет и падение Святого Антония. Триптих

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.

Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.

Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.

Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»
Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

Искушение Святого Антония

1505—1506 годы. Национальный музей древнего искусства, Лиссабон.

Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Музыкальный Ад

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

Творение или Земной Рай

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».

Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Сад земных наслаждений

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Сотворение Мира

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.

Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

Как расшифровать Босха

Зловещий старик, птицы с красными ягодами в клювах, пляшущие крестьяне, чернокожий маг и другие на первый взгляд необъяснимые образы. Историк Михаил Майзульс рассказывает, как понять, что имел в виду Иероним Босх

Имя Иеронима Босха (около 1450 — 1516) ассоциируется с загадкой, и эта репутация более чем оправданна. Конструируя самых невообразимых мон­стров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Бос­ха «удивительным создателем фантастиче­ских фигур и странных вещей». , соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на ко­го не похож и удивительно изобретателен. Его причудливо-устрашающие миры вызывали изумление уже у современников — поэтому в XVI веке Босха так часто копировали. Символика, которую он использовал, конечно, была уко­ренена в богословии и искусстве того времени. Однако его язык настоль­ко индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо проти­вопо­ложных интерпретаций.

Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать, изобразил ли он на цент­раль­ной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгреш­ности), но и более традиционных сюжетов. Неслучайно искусство­вед Эрвин Панофский, который в 1953 году выпустил масштабное иссле­дование по исто­рии нидерландской живописи XIV–XV веков, признавался, что не готов по­святить Босху отдельную главу. Среди предшественников и со­временников — от Робера Кампена и Яна ван Эйка до Ганса Мемлинга и Квентина Массейса — странный мастер из нидерландского города Херто­генбос, по словам Паноф­ского, напоминает одинокий остров. О Босхе напи­сано море работ, но многие из его загадок все равно остаются без убе­ди­тельного ответа. Расшифровка иконографии Босха прекрасно помогает ра­зо­браться, как работает интерпре­тация в истории искусств и как мы вообще ищем смысл при слишком большом количестве неизвестных.

Босха часто подозревают в том, что даже привычные религиозные сюжеты им причудливо переосмыслены, а то и вывернуты наизнанку. Поэтому, чтобы разобраться, как историки читают и перечитывают его работы, достаточно взять один образ на вполне традиционный сюжет — поклонение волхвов.

Что не так с этим «Поклонением волхвов»

Около 1490–1500 годов состоятельные бюргеры из Антверпена — суконщик Петер Схейве и его жена Агнес де Грамме — заказали Босху триптих с изо­бражением трех волхвов, принесших дары младенцу Иисусу. Этому еван­гель­скому событию посвящен католический праздник Эпифания (Богоявление), который отмечается 6 января. Как тогда часто делалось, художник изобразил заказчиков по бокам от важнейшей сакральной сцены: за Петером стоит его святой патрон — апостол Петр, а за его женой — мученица Агнесса.

Кажется, что в этом сюжете, который тысячи раз представляли средневековые мастера, не может быть ничего неожиданного. Три гостя с Востока, пришедшие из дальних земель вслед за чудесной звездой, приносят дары новорожденному Мессии. В христианской традиции в поклонении волхвов видели предвестие того, что язычники со всех концов земли покорятся Христу и обратятся в истинную веру.

У Босха впервые за тремя волхвами появляется непонятный и, очевидно, злове­щий персонаж: старик в причудливом одеянии. За его спиной во тьме хижины толпятся какие-то люди. Судя по их темным или уродливым лицам, это враги новорожденного богочеловека, которые тоже принадлежат к миру зла. Так же странно выглядит часть даров и одеяния третьего мага и его слуги. Историки предполагают, что Босх в этой сцене обличал внешних и внутренних врагов Церкви — магометан и иудеев Лотте Бранд Филип, Дебра Стрикленд. либо намекал зрителю на некий заго­вор, кото­рый силы тьмы составили против Божественного младенца Джозеф Кёрнер, Ларри Силвер. . Но как понять, в чем заключался этот сговор и кто в нем состоял?

Кто стоит в дверях хижины

Cтарик в красном плаще, накинутом на голое тело, сто­ит в дверях хижины и из темноты гля­дит на младенца Иису­са. Историки давно спорят о том, кто он, и от ответа на этот вопрос зависит смысл, который они придают всему триптиху.

В нем видели первого человека Адама, прорицателя Валаама В его предсказании «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и ра­зит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:17) христианские бого­словы нашли указание на вифлеемскую звезду и Рождество Христа. , еретика, Са­турна из астрологической символики или персонификацию низшего из ме­таллов — свинца — из символики алхимической. Однако убедительнее две другие версии.

Британский историк искусства Эрнст Гомбрих в 1969 году предположил, что старик в красном плаще — это царь Ирод Великий, стремившийся убить младенца Христа. По одной из сред­невековых легенд, он сам отправился вслед за волхвами в Вифлеем. Если это действительно он, то стоящие за ним мрачные персонажи — его жестокие слуги и иудеи, которые, в отличие от язычников-волхвов, не признали в Младенце Мессию.

По другой популярной версии, которую в 1953 году выдвинула немецкая иссле­довательница Лотте Бранд Филип, перед нами еврейский мессия, то есть, с точки зрения христиан, лжемессия или сам Антихрист, а в глубине хижины прячутся его слуги, клевреты. Таким образом, изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим сред­невековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под пред­водительством Антихриста. В частности, Антихрист привлечет на свою сторону иудеев, кото­рые признают в нем мессию, обещанного ветхозаветными пророками, и вместе с другими иновер­цами развернут гонения против христиан. Такая эсхатоло­ги­ческая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.

Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Одна из сухих ветвей, пройдя сквозь стеклянную трубку, оживает и на ее конце распускается синий цветок. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напо­минает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстри­ро­ван­ных «житиях» Антихриста, которые неодно­кратно печатали во второй половине XV века. . Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Но если Христу он был надет прямо на голову как орудие пытки, то у Анти­христа колючие ветви безопасно обернуты вокруг тюрбана.

Однако возможно и другое объяснение. Похожий терновый венец украшает воротник и наплечник чернокожего волхва в белом одеянии, стоящего чуть левее. В «Искуше­нии святого Антония» Босх изобразил стол, вокруг которого собралась демоническая компания. Одна из участниц странного действа (в нем обычно видят некий колдовской ритуал или пародийную антимессу) — женщи­на с белой кожей и в белых одеждах, напоминающих облачение третьего волх­ва. А ее головной убор точно так же обвит терниями. Терновый венец Христа, помещенный в совершенно другой контекст, мог символизировать еретиков, пребывающих вне Церкви Так, на одной из миниатюр во французском Часослове Рогана (1430–1435) праведники, одетые в живые венки с райскими цветами, противопоставлены понурым грешникам в венках из мертвых колючек. .

Колокольчик, атланты и жаба

Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках — они очень похожи на жаб. Это сходство явно не случайно, так как на левой створке триптиха, над воротами двора, где одиноко сидит Иосиф, в той же позе с раз­двинутыми передними и задними лапами изображена жаба — существо не­чистое и олицетворявшее силы тьмы. Трудно сказать, вкладывал ли Босх в это украшение какой-то конкретный смысл, но оно почти наверняка указывает на демоническую природу своего обладателя.

Круглая рана

На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. В ней часто видят указание на проказу, сифилис, который как раз в 1490-х годах был занесен в Европу из Нового Света, или другие кож­ные болезни. При этом дело, конечно, не столько в самом недуге, сколько в пред­ставлении о язвах как о Божьей каре и разложении плоти как свиде­тель­стве разложения души. Не случайно в Средневековье ересь, которая поражает организм Церкви, часто уподобляли заразной болезни, называли проказой, сравнивали со зловонными язвами и т. д.

Похожие раны появляются у Босха не раз. В «Саде земных наслаждений» такой же белый кровоточащий кружок (только уже прикрытый бинтом, а не заключенный в стеклянный сосуд) изображен на ноге так называемого Человека-дерева, растущего посреди преисподней. А на его «Страшном суде» такая же круглая язва видна на ноге у синего колченогого демона, который тащит в корзине душу грешника, осужденного на вечные муки.

Английский историк Дебра Стрикленд, интерпретируя старика как Анти­христа, предположила, что кровоточащая рана тоже могла быть навеяна средневеко­выми антиеврейскими стереотипами. Еще в античном Риме возникло пред­ставление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвер­жены проказе. В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию кон­кретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, — дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневе­ковье часто изображали в облике хромого или одноногого старика. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку — кружку, пришитому к одежде).

Тем не менее круглая белая рана, из которой стекает кровь, слишком похожа на гос­тию Гостия (от лат. hostia — «жертва», «жертвен­ное животное») — хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Католи­че­ская церковь учит, что в таинстве евха­ри­стии он пресуществляется в Тело Христово (а вино — в его кровь). — Тело Христово. Во множестве историй о чудесах, распро­стра­нившихся в позд­нее Средневековье, гостия — в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев — начинала кровоточить. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристи­ческое чудо — видение израненного Христа, восстающего из гробни­цы. По пре­данию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590–604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джеруса­лемме. Видение должно было развеять сомнения одного из мирян, который не верил в то, что кусок хлеба реально становится телом Бога. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоми­нает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово.

Кто такие волхвы

В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы, их число не указано. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185–254) считалось, что их было трое. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй — средних лет, а тре­тий — юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). В латинском переводе Нового Завета они названы «магами», и первые хри­стианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Позже, однако, их репутация была восстановлена. Их стали считать благоче­сти­выми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов — вслед за раннехри­сти­ан­ским богословом Тертуллианом (около 160–230) — называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за зве­здой. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. С XI века за тре­мя магами окончательно закрепились име­на — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Их мощи, как считалось, сначала хранились в Милане, а в 1164 году император Фридрих Барбаросса передал их в Кёльн, где культ трех королей приобрел особый размах. .

Уже в раннее Средневековье волхвов стали называть потомками трех сыновей Ноя: Сима, Иафета и Хама. Они представляли три части света, которые те за­селили: Азию, Европу и Африку, — а их приход в Вифлеем означал, что весь мир признал в новорожденном Мессию. Именно поэтому третий волхв, при­шедший из Аравии или Эфиопии, был чернокожим.

Обзор колоды Таро Босха

Ох, и интересным же будет наш сегодняшний обзор! Ведь на повестке дня у нас очень необычная, странная, пугающая и даже во многом шизофреничная колода — Таро Босха. Справедливости ради, стоит заметить, что многие тарологи намеренно обходят её стороной, поскольку считают исключительно коллекционной, другие же отмечают, что эти сюрреалистичные, наполненные деталями и иллюстрациями прекрасно отражают внутренние страхи человека. Ну что ж, давайте перейдём к подробностям!

История создания колоды

Автор Таро Иеронима Босха, увы, конечно же, не сам Босх, а талантливый художник Атанас Атанассов, о других работах которого мы уже с вами говорили: это Золотое Таро Климта, Таро Мир Леонардо да Винчи, Золотое Таро Боттичелли и другие не менее интересные колоды. Сразу стоит отметить, что художник не просто находит и вырезает фрагменты из полотен известных живописцев, а копирует авторскую технику и создаёт в этом стиле иллюстрации для Арканов. Глядя на галерею Таро Босха, можно с уверенностью сказать, что передать уникальный авторский стиль, у которого достаточно как поклонников, так и ненавистников, Атанассову удалось на сто процентов. Колода впервые вышла в свет в 2000 году, а спустя восемь лет — в 2008, её ещё раз переиздали, на радость всем поклонникам. Стоит отметить восхитительную рубашку карт, которая в буквальном смысле гипнотизирует при тасовании.

Ключевые особенности колоды

По поводу ключевых особенностей Таро Босха стоит отметить вот что: колоду однозначно нельзя отнести ни к одной из существующих школ, поскольку уж больно специфически выполнены данные карты. Никаким Уэйтом, Папюсом или Марселем здесь даже и не пахнет. Впрочем, от колод Атанассова другого как-то и не ожидаешь. Нумерация Силы и Правосудия соответствует французской традиции (11 и 8 соответственно), но Дурак открывает колоду. Масти и наименования карт Двора традиционны. Есть и ещё одна интересная особенность: уж не знаю, чья это заслуга — автора или составителя МБК, но к каждой карте Таро Босха дано, помимо, кратких значений, ключевое слово, которое, надо сказать, порой оказывается полезнее самих толкований.

Символизм колоды

Ох уж этот Босх! Чего только не встретишь в его картинах: многочисленные символы меняются от ситуации к ситуации, знакомые вещи обретают совершенно сюрреалистический вид, а цветовые переходы просто поражают воображение. Есть здесь сцены и предметы из древних мистических трактатов, из практической магии, алхимии, народного фольклора, ритуальных представлений. В Таро Босха тут и там встречаются отсылки к герметизму, алхимии, религии, обыденной жизни. Мы видим многочисленные превращения, перетекания, метафоры, причудливых существ, анатомические подробности, гротескные образы. И вся эта «адская мешанина», конечно же, имеет своё обоснование, но чтобы разобраться в ней, нужно хорошо знать творчество художника. Вообще стоит сказать, что Таро Иеронима Босха словно показывает нам человека не в контексте его внешнего облика или поведения, а с изнанки, изнутри — то, каким он выглядит, если забраться к нему в душу. В связи с этим хочется сказать, что колода очень сложная, и на кривой кобыле, как говорится, к ней не подъедешь.

Старшие Арканы

Итак, давайте попытаемся окунуться в эту причудливую и весьма пугающую вселенную Босха — для этого рассмотрим пять Старших Арканов. Начинать в этот раз с Дурака мне не очень хочется: всё-таки Таро Босха — удивительная и необычная колода, поэтому обратимся к наиболее запомнившимся мне образам. Итак, начну с Колеса Фортуны. Ключевое слово для Аркана — время. На карте мы видим колесо на фоне утреннего рассвета, разделённое на восемь ячеек. Сверху на колесе восседает сова — символ мудрости. Это подтверждает и ключевое выражение из МБК:

«Достигший мудрости не позволит себе направить её на страдание мира. Отсутствие мудрости может обернуться концом света.»

Внутри ячеек этого странного колеса заключены, как мне кажется, людские пороки: человек с накидкой на голове и стрелой в мягком месте показывает похоть, демон с веткой, с которой свисают ягоды — чревоугодие, голый мужчина с открытым ртом — зависть, демон в белом чепце — тщеславие, персонаж с лютней — праздность, тот, кто в широкополой шляпе — алчность, нападающий с мечом на своего соседа — гнев, и, наконец, голый человек со скрещёнными руками и в шлеме, закрывающем лицо — богохульство. Очень сложный и глубокий образ, но, несомненно, весьма интересный.

Отшельник в Таро Босха — это сгорбленный седобородый старичок, который сидит на корточках около небольшого озерца. Позади него расколовшееся яйцо, которое выглядит как пещера. Недостающая часть скорлупы удерживается тремя палками, а сверху на ней восседает причудливая трёхголовая птица, которая, судя по всему, недавно вылупилась из этого яйца. Ключевое слово карты — мысли.

А вот Луна в Таро Иеронима Босха совсем не мрачная. Мне она видится эдаким миром наших собственных фантазий, где простираются фантастические пейзажи и обитают всякие разные выдуманные существа. Ключевое слово Аркана как раз подтверждает мою догадку — карта называется Фантазии.

Интересный контраст изображён на Аркане Солнце. Здесь мы видим двух обнажённых персонажей — светлокожего юношу и чернокожую девушку. У девушки на голове ветка с крупной красной ягодой, и одну такую же ягоду она держит за спиной. Парень её приобнимает за талию и явно что-то увлечённо рассказывает. Вокруг парочки простирается невиданной красоты пейзаж. А стоят они, судя по всему то ли на клубнике, то ли на землянике.

И в завершении рассмотрения Старших Арканов Таро Босха давайте разберём карту Мир. Её ключевое слово — законченность. Как видите, мир здесь заключён в прозрачный шар, летящий где-то в тёмных облаках. За пределами шара мы видим традиционные четыре керубические фигуры. Интересно, что в этом мире нет людей — там лишь растут какие-то невиданной красы растения. В общем, над смыслом этой карты можно размышлять довольно долго, и всё равно каждый в итоге увидит что-то своё.

Младшие Арканы

Если честно, некоторые Младшие Арканы в Таро Иеронима Босха кажутся мне куда более сумасшедшими и непонятными, чем Старшие. Но даже те короткие выражения, сопровождащие карты в МБК уже дают какие-то разъяснения — многое становится более понятным. Вот, например, на Семёрке Жезлов странное существо, названное Дамой, оказывается, проедает свой талант, а голый птицеголовый мужчина в шляпе с Девятки этой масти прикрывает зад… простите, тыл, но это не гарантирует ему полной безопасности.

Поистине трагический любовный сюжет описывается в Двойке Кубков Таро Босха. Высказывание для карты, которая, кстати, называется Равнина, звучит так:

«Есть чувства, которые испытываем мы, есть чувства, которые испытывают к нам, но первые волнуют нас больше».

Голая фигура в нижней части Аркана изображает жертву любовной зависимости. Человек полностью открылся своей партнёрше(об этом говорит его обнажённое тело), но та, ради которой он это сделал, уже полетела ловить на удочку кого-то другого. Как видите, здесь нет того понимания, искренности и возвышенности, свойственной классической Двойке Кубков. Ну а чего вы ожидали? Это же Босх!

Очень говорящая в колоде Таро Босха Девятка Мечей. Смотрю на неё и любуюсь. Нет, конечно же, не состоянием этого несчастного, а подачей: именно так, наверное, и ощущаются те эмоции, что несёт в себе символическое поле данной карты.

А вот Десятка Пентаклей так и вообще рассмешила. Читаем комментарий к Аркану:

«Когда шкатулка с сокровищами полна, пусть убудет то, что освободит место для прибыли».

А называется сама карта — Жадность.

Одним словом, при просмотре Младших Арканов у меня создалось впечатление, что Таро Босха — колода порой весьма ироничная, меткая, как говорится, без сантиментов. Очень рекомендую!

Придворные карты

А вот Придворные Арканы в Таро Иеронима Босха чуть менее удивительны. В принципе, все они так или иначе имеют отсылки к классике, просто дополнены своеобразными деталями. Интересны и типажи, описываемые этими картами. Жезлы во дворе Таро Босха — это Учёный, Ленивое Животное, Ученик, Мастер; Мечи — Хулиган, Испуганный, Разъярённый, Спокойный; Кубки — Нерешительность, Общение, Воспоминание, Опыт; Пентакли — Ресурсы, Самодостаточность, Слух, Речь. Конечно, даже одни ключевые слова уже показывают, насколько интересна и многогранна может быть трактовка Фигурных персонажей в Таро Босха.

Особенности толкования карт

Конечно, значения карт Таро Босха очень и очень далеки от классических, поэтому собственная проработка колоды крайне необходима. Понять с первого раза, что именно происходит на иллюстрации, удаётся далеко не всегда, а некоторые мельчайшие детали становятся видны лишь при более внимательном рассмотрении. Я бы рекомендовала вам работать с Таро Босха по следующей схеме: взять в руки карту, абстрагироваться от классики, прочитать ключевое слово из МБК, а затем проанализировать ваши собственные ощущения: какие эмоции вызывает у вас персонаж или герои карты, какие мысли наводит задний фон, какие детали бросаются в глаза сразу, а какие — потом? Также стоит обратить внимание на цвета — здесь они имеют большое значение. И главное — не забывайте записывать всю информацию, что приходит в голову. Вот так, медленно, но верно, продвигайтесь по каждому Аркану — тогда вы точно сумеете понять их смысл.

Могут ли быть перевёрнутыми карты Таро Босха? Я в этом не уверена. Мне кажется, что колода — из тех, что подразумевают лишь прямое значение. По крайней мере, в МБК о перевёртышах нет ни слова.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Вообще Таро Иеронима Босха сложно назвать универсальной колодой. Мне кажется, что она копает куда-то далеко вовнутрь, немного абстрагируясь от внешней реальности. Хотя, судя по тому, что пишут на форумах, многие тарологи используют её для самых разных вопросов, и самое интересное — кто-то на ней даже прекрасно просматривает вопросы здоровья! Так что сферу «деятельности» этих карт вы должны определить самостоятельно.

Кому подойдут данные карты?

Я рекомендую приобрести Таро Иеронима Босха:

  • Ценителям художественного творчества самого нидерландского живописца
  • Тем, кого не пугают шизофреничные, ненормальные и совершенно нестандартные иллюстрации Арканов
  • Коллекционерам
  • Любителям работ Атанаса Анатанассова
  • Тем, кто подустал от классики и хочет поработать с совершенно иным инструментом
  • Тарологам, предпочитающим интуитивное чтение карт

А вот новичкам брать в руки эту колоду я точно не советую.

Рекомендованная литература для знакомства с колодой

К сожалению, книг по Таро Босха просто нет. Поэтому всё, чем вам придётся довольствоваться — это собственное понимание работ художника и скромная, хоть и весьма полезная, МБК, а также наработки других авторов, которые можно найти на просторах интернета. На этом обзор данной непонятной, причудливой и пугающей колоды я завершаю. Будет интересно услышать ваше мнение о ней, так что оставляйте комментарии!

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник , дарующий жизнь всему сущему , скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы , духовной слепоты и ереси. Должно быть , таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том , что всякая жизнь — греховна.

Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак , сова — символ темного « несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз , ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.

Создатель , взяв Еву за руку , как на обряде венчания , велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики , во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному , что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий , которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась , что , в самом деле , подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода , то не имеет понятия о таких категориях , как Добро и Зло. И , по идее , должна не ведать стыда. Выходит , концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.

3. Хищники и жертвы

На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем , как положено в Эдемском саду , а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.

Слева от источника жизни плавают утки , считавшиеся во времена Босха « низкими тварями», поскольку они « погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь , непорочный символ Братства Богоматери , в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено , что это противопоставление. Впрочем , лебедь движется в ту же сторону , что и презренные земноводные. Возможно , утки и лебедь , напротив , воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному , и земному.

Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью , выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души , не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически , подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам ( на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе , совершая первородный грех , Адаму и Еве было бы нечего познавать.

Конструкция из двух округлых плоскостей , скрепленных поперечной осью — образ , который встречается у Босха довольно часто ( см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры ( см. также « Корабль дураков«).

Центральная часть

1. Голые и смешные

Некоторые исследователи считают , что Иероним Босх состоял в секте адамитов , члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная , но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов , трудно поверить , что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее , Босх рисовал героев триптиха голыми , чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем , рясой или напудренным париком.

В зависимости от культурного или религиозного контекста , разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру , ежевика была символом чистоты Девы Марии , а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом , гигантские ягоды , очевидно , выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь , сексуальной. Должно быть слово « клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации , что и у нас сейчас.

Некоторые исследователи полагают , что на центральной части « Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век , когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила , а люди жили в сытости , праздности и неге.

3. Фонтан вечной молодости

Большинство исследователей сходится в том , что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости , а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха ( вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро « разбросанные» Босхом , чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.

Кавалькада всадников , восседающих на козерогах , тельцах , львах и других ( экзотических и не слишком) животных — это , очевидно , сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных ( по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть , по мнению Босха , противоестественным образом.

И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз , в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке « грязная» утка. И удод , о котором современники Босха говорили , что он «греховнее , нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья , но питается испражнениями. И вездесущая сова , которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды , скорее всего , служат алхимической аллегорией: любовники « реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем , люди , отгородившиеся от остального мира прозрачной « броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того , Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают , что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ , который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти , ада , безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества ( см. «Извлечение камня глупости«). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы , глухи и бессильны. Они также увязли во грехе , как алхимики и удод. Исследователи считают , что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу « правильных католиков» ( к примеру , членов Братства Богоматери в Хертогенбосе , родном городе художника). Они , хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры , но , кажется , тоже в ужасе от происходящего вокруг.

Нет сомнений , что рыба , встречающаяся на картинах Босха не реже , чем его вездесущие совы , всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако , символ этот настолько универсален , что о смысле , вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую , мертвую , летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа , знак зодиака , Луну , воду , флегматический темперамент , быть атрибутом любострастия , служить символом поста. В конце концов , рыба могла означать просто рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

Так называемое « меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется , его ничуть не тревожит тот факт , что его древесное тело высохло и растрескалось , а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево , полое яйцо — символы смерти и греха , которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно « обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию , парня штормит и покачивает. К слову , некоторые исследователи считают , что это автопортрет

2. Птицеголовый монстр

По общепринятому мнению , птицеголовый монстр — это Дьявол , пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок , символизирующий ( как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту , которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.

Впрочем , существует теория , согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим , отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того , некоторые исследователи полагают , что кувшины на ногах Кроноса — это котурны , как у актеров , игравших в греческих трагедиях.

Таро Босха: история создания, особенности, символы

Духовная жизнь на стыке Средних веков и Возрождения напоминала алхимическую реторту, где перемешивались экзальтированная набожность и увлечение античностью, интерес к точным наукам и вера в астрологию. Жизнь этого времени полна крайностей: ужас перед Страшным судом и муками Ада перемежался с необузданной жаждой наслаждений; жестокость и мрачность соседствовали с веселостью и добродушием. «Реторта» Северной Европы не порождает титанов в изобразительном искусстве, подобных Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Боттичелли. В Нидерландах рубежа XTV-XV веков нет той ликующей радости бытия и веры в великие силы человека-творца, способного сравниться с Богом. Мыслящий человек «осени Средневековья» видел лишь, что все земное близится к гибели. Даже прославление чувственных радостей бытия было связано с острым ощущением их недолговечности. В эпоху эту «к запаху роз примешивался запах крови». Из такого замеса «крови» и «роз» Босх создает свой знаменитый алтарь – «Сад земных наслаждений».
Каждая работа Босха воссоздает мир, сущность которого, возможно, была понятна образованной части его современников, живших теми же идеями, которыми проникнуто творчество художника. Мы же можем только догадываться об истоках его фантастических образов. Ни одно из произведений Босха не вызывало такое множество интерпретаций, как «Сад земных наслаждений». Смысл изображения пытались объяснить с позиции астрологии, алхимии (центральную часть иногда называют «Алхимическим садом»), а также с помощью пословиц и крылатых фраз. Некоторые ученые видели в центральной картине иллюстрацию к знаменитому средневековому «Роману о Розе» – своеобразной «библии» эротической культуры этого времени, где вместо Райского сада воспевается Сад любви, а все оттенки человеческих чувств и состояний представлены с помощью аллегорий. На внешних поверхностях закрытого алтаря в технике «гризайль» – монохромной живописи – изображена прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши, над окутанной туманной пеленой землей клубятся грозовые облака. Этот панорамный вид природы специалисты рассматривают как начало развития жанра пейзажа, хотя художник показывает фантастические скалы и растения. А вот что именно хотел изобразить Босх, тут мнения специалистов расходятся: либо это Земля на Третий день творения, либо – после Всемирного потопа, посланного Богом человечеству за грехи. Слева вверху, над безлюдным пейзажем, – маленькая фигура Творца на престоле с книгой в руках. По верхнему краю идет надпись из Псалтыри: «. ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалом, 32:9). По мнению современных исследователей, Иероним Босх создает «мир чистой образности», где нет моральных оценок и поэтому невозможно говорить о том, что же в самом деле имеет в виду художник – то ли мир человеческого греха, то ли небесного Царства. При этом Босх создал удивительную по охвату панораму, зачаровывающую гармонией и одновременно ощущением греховности, хотя художник облекает все эти влекущие соблазны в одеяние мифа, лишая их чувственного начала. Множество обнаженных мужчин, женщин, фантастических животных и птиц, в магическом порядке разбросанные по всему полю триптиха, собраны в ритмические группы. Упорядоченность этих групп, четкая выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражения лиц превращают фигуры в некие знаки, своего рода «буквы» образного языка, на котором художник рассказывает об основополагающих проблемах мироздания и смысле человеческой жизни. Разгадать эти таинственные письмена ученые пытаются не одно столетие. Босх писал быстро, без поправок, без наложения красок слой за слоем, как это делали другие нидерландские художники. Поэтому его фигуры и предметы потеряли весомость. Это бесплотные фантомы, словно привидевшиеся в сновидении. Гармония и беспечность, царящие в композиции, подчеркнуты ярким, насыщенным колоритом, отсутствием теней, а также светом, равномерно распределенным по всей поверхности доски. Миниатюрные, четко прорисованные фигурки людей, перемежающиеся огромными причудливыми растениями и строениями, кажутся элементами узора средневекового орнамента, видимо послужившего источником вдохновения художника. читать далее »3 »4 »

Автор текста – Доната Баттилотти, перевод – А.Сабашникова, Е.Сабашникова.

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

1 Христос. Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.

2 Кошка с мышью. Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.

3 Сова. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти. Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера — символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.

5 Люди. Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.

6 Жемчужина. В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.

7 Музыкальные инструменты. Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.

8 Клубника. Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов — все они означают земные соблазны.

9 Хоровод всадников. Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.

10 Древо смерти. Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* — написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 — женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 — вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 — создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 — умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.

Источники:
http://utahch.blogspot.com/2011/11/blog-post_3986.html
http://arzamas.academy/mag/530-jheronimus
http://tarotman.ru/kolodyi/taro-bosha.html
http://artchive.ru/publications/1619~Boskh_ego_znaet_glavnye_simvoly_Sada_zemnykh_naslazhdenij_krupnym_planom
http://hieronim.ru/symbols.php
http://www.vokrugsveta.ru/article/255556/
http://magic-vedma.narod.ru/index/black_cats_tarot/0-3

Ссылка на основную публикацию