Таро Святого Грааля: история создания, особенности, символы

ПРИЛОЖЕНИЕ III Символика Грааля в картах «великой тайны» Таро

Символика Грааля в картах «великой тайны» Таро

В четырнадцатой главе данной книги указывалось на значение карт Таро в свете идейной символики Грааля, а также давалось подробное толкование эмблем некоторых карт «великой тайны». В контексте концептуальной значимости для Грааля имеет смысл кратко рассмотреть вкупе всю колоду.

№ VIII. ПРАВОСУДИЕ. Этот облеченный в женскую форму символ хорошо известен не только применительно к картам Таро. Небесная целомудренная дева сжимает в одной руке обоюдоострый меч, а в другой — держит весы. Изображение в действительности скорее имеет отношение к дискриминации, нежели справедливости, ибо гармония и равновесие природы сочетаются с судейским произволом. Изначально карта символизировала незавидное положение церкви Грааля по отношению к безжалостной мощи католической инквизиции. В эзотерических кругах она носила название «карты Магдалины».

№ II. ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА (ПАПЕССА). Она является высшей формой выражения женской первоосновы всего сущего; связана с тем положением, которого, подобно Елене-Саломии в гностицизме, могут достичь женщины. Отождествляемая с Исидой данная карта часто изымалась из обращения.

№ III. ИМПЕРАТРИЦА. Изображается, как правило, беременной и олицетворяет богиню любви Венеру. Данная карта, рассматривающаяся официальной церковью как воплощение ереси, также подлежала реквизиции.

№ XI. СИЛА. На данной карте, символизирующей женскую добродетель, обычно изображается женщина, присматривающая за львом или подпирающая треснувшую колонну. На некоторых картах помещаются оба варианта рисунка. Первый представляет геральдического льва колена Иудина, а второй — столб Воаза в храме Соломона. И в том и в другом случае женщина олицетворяет собой верховную представительницу и опору царского рода. «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки» (2-я книга Царств 7:16). В части колод наиболее раннего по времени изготовления данная карта снабжалась символикой Грааля, а женщина отождествлялась с Марией Магдалиной. Рисунок символизировал непрерывающийся род Давидов, как об этом сказано в Псалтыри (88:5).

№ XXI. МИР. В этой карте еще раз ясно проявляется дух Марии Магдалины, стоящей или танцующей внутри овального венка. Иногда обнаженная, а иногда в одежде, женщина держит в руке скипетр или какой-либо другой символ верховной власти. На одних картах она запечатлевается возвышающейся над окружающим ландшафтом, на других — в обществе живых существ: людей, оленей, львов и орлов. Будучи старшим тромпом (козырем), она в конечном счете определяет успех в разгадке тайн и преодолении опасностей остальных карт колоды. Концептуально она схожа с рисунком парящей длинноволосой Магдалины на «Часослове Сфорца».

№ XVII. ЗВЕЗДА. Изображение нагой женщины-звезды уходит корнями в культ Марии Цыганки. Увенчанная звездным венцом Мудрости, она изливает из двух сосудов воды Жизни и Истины в струящийся поток, — подчеркивая этим значение женщины как первоисточника продолжения рода и мудрости. Картина символизирует эзотерический «поток знаний», загнанный «под землю».

№ XIV. БЛАГОРАЗУМИЕ (СДЕРЖАННОСТЬ). Персонаж, олицетворяющий одно из женских достоинств, часто изображается крылатым. Это небесный алхимик, переливающий ртуть из одного сосуда в другой. Иногда поток жидкого металла растекается в двух противоположных направлениях, символизируя, таким путем, единство противоположностей. В некоторых случаях крылатое существо изливает воду на льва (колено Давидово) и огонь на орла (Рим), питая древо жизни одной церкви и подавляя свирепость другой. Карта отображает противостояние церкви Грааля католицизму.

№ VI. ВЛЮБЛЕННЫЕ (ДВЕ СТЕЗИ). Карта соединяет в себе женское и мужское начала. На ней изображается пара или несколько пар влюбленных, заключающих друг друга в объятия. Это могут быть Адам и Ева, а также и другие известные исторические и литературные персонажи. На рисунке, как правило, присутствует Купидон. Иногда мужчина помещается между двумя женщинами, одна из которых старше другой. Это его мать и невеста. Основная идея рисунка совершенно очевидна, а его варианты подразумевают два вида любви — плотскую и духовную, — которые связываются со стезями порока и добродетели. В символике Грааля карта отождествляется с жизненным партнерством и продолжением рода. В эзотерическом смысле она носит название «виноградной лозы».

№ XIX. СОЛНЦЕ. Солнце сияет в вышине над каменной стеной или рядом подсолнухов. На переднем плане помещены две обнаженные детские фигурки, заключающие друг друга в объятия либо резвящиеся на траве. В другом варианте рисунка может изображаться ребенок, играющий с ласковым домашним животным. Общий смысл всего этого — счастье и свобода. На некоторых картах первых выпусков запечатлевалась спящая красавица, державшая в руках веретено, о которое она уколола свой палец. Она спала до тех пор, пока прибывший принц не снял поцелуем колдовские чары. Эта карта символизирует освобождение.

№ 0. ДЖОКЕР (ШУТ). Пусть даже он и глуп, но джокер всегда выигрывает. Подтверждение тому можно найти в Первом послании к Коринфянам: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак, никто не хвались человеками… Мы безумны Христа ради…» Литературное воплощение джокера — образ Персеваля, бесхитростного простака, добивающегося успеха там, где искушение и опытные люди терпят фиаско.

№ I. ЧАРОДЕЙ (ФОКУСНИК). Здесь изображен иллюзионист и математик, демонстрирующий на глазах у публики свои чудеса. Зачастую весь его реквизит связан с алхимическими опытами. Он отождествляется с Гермесом Трисмегистом, чьи искусность и проницательность способна разрушить любые коварные замыслы.

№ V. ПЕРВОСВЯЩЕННИК (ПАПА РИМСКИЙ). Персонаж, символизирующий господство мужчин в римской церкви, графически уподобляется зодиакальному знаку Овна.

№ IV. ИМПЕРАТОР. Еще одна карта мужского рода, символизирующая верховенство Рима. Изображается в виде зодиакального знака Тельца.

№ IX. ОТШЕЛЬНИК (МУДРЕЦ). На карте запечатлен человек, стремящийся к постижению истины. В руках у него, как правило, фонарь, а также печать Соломона. Это призывающий к Первому крестовому походу Петр Пустынник, воплотившийся в литературный образ отшельника Тревризента. Сей анахорет, посвящая Персеваля в тайны Грааля, посоветовал рыцарю смирить гордыню и проявить покорность.

№ XII. ПОВЕШЕННЫЙ. На карте символически изображаются страдания тяжело раненного царя ловцов, о котором также рассказывал Тревризент. Испытывая физические муки, он, подвешенный за одну ногу, висит вниз головой. Несмотря на свое незавидное положение, бедняга продолжает сжимать в каждой руке по увесистому мешку. Так аллегорически запечатлевается церковь Грааля, продолжающая, невзирая на гонения, стремиться к своей цели.

№ VII. КОЛЕСНИЦА (СФИНКСЫ). Запряженная парой лошадей или сфинксом, она скорее напоминает драпированный тканями сундук, нежели повозку. На месте возничего, как правило, изображается одинокая фигура рыцаря или царственной особы. Колесница украшена разного рода геральдическими эмблемами, не последнее место среди которых занимают гербовые лилии Меровингов. Карта символизирует победу над превратностями судьбы.

№ XV. ДЬЯВОЛ. На данной карте мужского рода запечатлен ужасный демон или великан-людоед. В отличие от ЧАРОДЕЯ, все его уловки и хитрости направлены на причинение зла. Он являет собой зловещий символ чудовищного политического режима.

№ XIII. СМЕРТЬ. На карте мужского рода обычно изображается скелет (иногда в одежде или закованный в латы), сидящий верхом на лошади. В руках персонаж держит косу или дубину. В знаменитой колоде с названием «Карл VI» под копытом лошади всадника-скелета гибнут папа и его кардиналы. Карта знаменует крушение репрессивного теократического истэблишмента.

№ X. КОЛЕСО ФОРТУНЫ. Карта среднего рода, название которой говорит само за себя. Колесо, определяющее удачу или невезение, во времена господства римской и испанской инквизиций раскручивалось не в пользу эзотерической церкви. В 1307 году тамплиеры были отлучены от церкви, поскольку обладали большей, нежели папа римский, эзотерической силой.

№ XVI. БАШНЯ (ДОМ БОЖИЙ). Хотя данная карта и не обладает выраженными родовыми признаками, она, тем не менее, связана с образом Марии Магдалины («Магдала» — «башня стада»). Рисунок идентичен изображению шахматной фигуры ладьи (туры). Пораженная ударом молнии или подвергнутая воздействию иной таинственной силы, она аллегорически изображает то незавидное положение эзотерической церкви, до которого ее довел безжалостный римский истэблишмент.

№ XX. СУД (СУДНЫЙ ДЕНЬ). На рисунке изображен трубящий в трубу архангел, который парит над толпой обнаженных людей, восставших из своих могил. Но это не День Страшного Суда, упомянутый в Апокалипсисе, а «день пробуждения». Человечество побеждает тьму ортодоксии и являет себя в свете истины.

№ XVIII. ЛУНА (ПЕРЕЛОМ). На рисунке этой карты полумесяц приобретает неоправданно зловещий облик. Такое изображение луны навеяно готическими романами, где это ночное светило ассоциируется с темной стороной оккультизма. Но все это появилось в более позднее время, а изначально луна традиционно отождествлялась с великой богиней Праматерью. На некоторых картах вместе с луной, висящей над водяной гладью озера или пруда, изображаются воющие собаки, скорпион или рак. Однако в колодах начала XIV века можно наблюдать совершенно иную сцену: два геометра, вооруженные измерителями и циркулями, переносят лунные пропорции на разостланные перед ними архитектурные чертежи. Все действо символизирует принцип Гермеса Трисмегиста «что вверху, то и внизу», — то есть природа земного бытия отражает в миниатюре положение вещей в масштабе всего Мироздания. Благодаря использованию данного принципа священной геометрии было возведено множество величественных монументов — от Стоунхенджа до готических храмов. Именно в соответствии с этим принципом воздвигались в Северной Франции соборы, посвященные Богоматери, размещение в плане которых является точной копией взаимного расположения звезд в созвездии Девы.

Чаша Грааля: что это такое, история легенды

Поиски Святого Грааля длятся уже много веков. Мистический сосуд отожествляют с языческим рогом изобилием, связывают с Тайной вечерей в качестве сосуда для причастий, называют камнем, дарующим бессмертие. Чаша Грааля, что это такое?

От Тайной вечери до Мансальвата

Священная чаша, окутана уже много веков таинственной завесой. Известно лишь, что это могущественная реликвия, дарующая многие земные блага. Ее связывают с первым потиром, служившем Иисусу Христу и его апостолам, когда проводилась Тайная вечеря.

Одни легенды гласят, что Грааль это агат, украшавший корону Люцифера, потерянный им во время низвержения с небес.

В другой легенде о чаше говорится, что во время казни сына божьего в нее была собрана кровь, стекающая по распятому телу. Это сделал Иосиф Аримафейский, который был иудейским старейшиной и тайным последователем Христа.

Разгневанные поступком Иосифа евреи бросают его в тюрьму и забывают о нем. Священный сосуд поддерживал несчастного заключенного в течение сорока двух лет, давая ему пищу и не позволяя скончаться от голода и жажды. Иосиф был освобожден императором Веспасианом, который излечился от проказы при помощи плащаницы с Христовым ликом. С этого момента начинаются странствия Святого сосуда.

Иосифу Аримафейскому было видение, в котором Иисус поручил ему оберегать священную чашу. Он прячет в вещах Грааль и отправляется с ним к берегам Британии. Перед смертью Иосиф перепоручает заботу о Граале своему племяннику.

Другая легенда рассказывает о том, что священный сосуд долгое время находился на небесах, дожидаясь того времени, когда на Земле появятся достойные рыцари.

Прародителем тех, кому выпала честь хранить знаменитую реликвию становиться правитель из Азии – Перилл, поселившийся в Галлии. Позже его наследники создадут брачные союзы с детьми влиятельного князя.

Охранять священный сосуд поручают благочестивому Титурелю, потомку Перилла. Именно он и его верные рыцари призваны охранять небесную чашу, во имя которой они воздвигают замок Монсальват. Эта легенда гласит, что чаша до сих пор находится под сводами легендарного замка.

В многочисленных преданиях рассказывается, что священный Грааль давал пищу и питье всем тем, кто почитал его и ему поклонялся. Он также исцелял неизлечимые болезни, мог дать бессмертие и вечную молодость. Таинственный сосуд даровал просветление и душевную чистоту всем тем, кто к нему прикасался. Уже много веков к Граалю относятся как к самой легендарной и таинственной реликвии в истории человечества.

Как родилась легенда

Предание о таинственной чаше давно уже считается «народным» и отследить начало рождения легенды довольно сложно. Однако люди, которые занимается изучением всего, что связанно с мистическим кубком, не теряют надежды. Они утверждают, что начинать поиск нужно в средневековой Европе. Именно там и в то время разворачивается масштабный поиск христианских реликвий.

В то время, римская церковь обязывает все храмы хранить останки или вещи святых. Относящиеся к реликвиям вещи переходят в разряд товаров, приносящих немалую выгоду. Из восточных стран в европейские государства начинают привозить великое множество мощей, костей и предметов, якобы принадлежащих известным святым.

Наиболее ценились те реликвии, которые имели отношение к Страстям Христовым. К ним относили:

  • части деревянного креста, на котором распяли Христа;
  • копье Лонгина;
  • гвозди, которыми прибивали Иисуса к кресту;
  • малая плащаница с ликом сына божьего и большая с отпечатком его тела;
  • терновый венец.

Все это хотели заполучить в свою собственность крупные феодалы, высокопоставленные церковные служители и даже монархи.

Отсутствие чаши

Однако среди множества священных вещей, вставленных духовенством на обозрение в храмах, не было легендарной чаши Грааля. Ее ценность для служителей церкви переоценить невозможно. Ведь по преданию именно из нее Христос первый раз причащал своих последователей во время Тайной вечери. Учитывая этот факт и то значение, которое придавали причащению вином в католической церкви, такой сосуд становился наиболее желанной реликвией.

Отсутствие у духовенства такого важного предмета было очевидным. Строились различные предположения, распространялись слухи о местонахождении могущественного раритета и его необычных свойствах.

В то время династия французских королей смогла собрать огромное количество христианских святынь. В противовес такому «успеху» Британия выдвигает легенду о священном сосуде и утверждает, что он находится на ее территории.

Право на такое утверждение Британия получает после того, как были обнаружены рукописи, повествующие о Граале. Это были два старинных документа, «раскрывающих» тайну.

Хроника Уильяма Мальмсберийского и манускрипт Grand Saint Graal

В хронике рассказывается о далеком 63 годе от Рождества Христова. В то время в Британию прибывают проповедовать христианскую веру преданные последователи апостола Филиппа. Проповедники во главе с Иосифом из Аримафеи воздвигают первый христианский храм на том месте, где со временем будет основано Гластонберийское аббатство. Легенды гласят, что именно в этом аббатстве найдут тело знаменитого короля Артура и королевы Гвиневры. До наших дней там существует источник, который называется «колодцем чаши».

К другой рукописи относят манускрипт, датированный XII веком. В нем речь идет речь о доставке священного Грааля в Британию и рыцарях-хранителях чаши. Эту историю воспроизвели в своих романах Робер де Борон и Кретьен де Труа, увязав свое повествование с легендами о бесстрашном короле Артуре.

Британская «версия» появления на ее просторах бесценной реликвии обретает невиданную популярность, и становиться почти «средневековым бестселлером». Во многих европейских странах появляются похожие повести и романы, которые рассказывают новые «достоверные» подробности. Так легенда распространяется и становится «историческим фактом» вызывая все больший и больший интерес у многих народов мира.

Прообраз Грааля

Есть и другая версия, почему именно в Британии возникает легенда о Граале, как о сосуде способном подарить изобилие и прочие блага. Рассматривается связь между христианским Граалем и языческими прототипами, так же дарующими пищу, здоровье, золото и знания. Вот только несколько примеров.

  1. В Ирландии такими мистическими свойствами наделяли котел Дагды, из которого появлялась еда и напитки.
  2. В Британии таким рогом изобилия считалась волшебная чаша, привезенная могущественным Мерлином на хрустальном корабле. Эта чаща могла показывать будущее, открывать сакральные знания и тайны вселенной.
  3. Мифология валлийцев рассказывает о сосуде мудрости, принадлежащем богини Серидвен. О нем рассказывается в «Истории Талиесина».
  4. Также в валлийских легендах и преданиях упоминается и еще одна магическая чаща, которую подарили Брану Благословенному карлик из Озера Чаши, ведьма и черный великан. Этот сосуд исцелял любую смертельную болезнь, излечивал раны и воскрешал мертвых. В легенде о Бране говориться, что в последствие чаша утрачивает свои способности. Во время сражения Бран Благословенный бросает в нее отрезанную голову своего врага, чем оскверняет чистоту сосуда.

Все эти легенды, возможно и легли в основу предания о чаше Грааля.

Чаша, блюдо и камень

Священный Грааль связывают не только с образом чаши. Это всего лишь один его образ из множества других. В некоторых валлийских легендах Грааль отожествляется с серебряным блюдом, на котором лежит окровавленная голова. Этот образ отдаленно напоминает историю с Иоанном Крестителем.

Эшенбах в «Парцифале» описывает Грааль как камень, обладающий уникальными магическими свойствами и способный творить чудеса. По некоторым версиям Грааль является вместилищем для Христовой крови и это Дева Мария. Со временем количество предположений и версий только росло, а единого представления о такой удивительной реликвии не было.

Название

Остается тайной и название священного сосуда. Почему этой чаше дали такое название? Ответ нельзя найти ни в одном подтвержденном историческом документе или в легенде. Поэтому происхождение слова «Грааль» остается неизвестным и порождает множество теорий и догадок.

По одной версии считается, что имя и связанная с ним легенда имеют кельтское происхождение. Такое утверждение основывается на созвучии названия знаменитой чаши и ирландского слова cryol, которое означает «корзину изобилия». Здесь совпадает смысловая нагрузка слова и волшебные свойства, которые приписывают чаше Грааля.

Другая версия раскрывает значение старофранцузского слова «sangreal», которое переводится как «истинная кровь». Еще одна версия происходит от слова «gratalem» обозначающее большой сосуд, в котором смешивается вино и вода.

Поиски святого Грааля

Даже в наши дни выдвигаются новые «кандидаты» на звание святого Грааля. Так в 2014 году в Леонской базилике нашли древнюю реликвию, которую тотчас назвали Граалем. Историки, открывшие ее, утверждают, что после распятия Иисуса Христа священный сосуд был перевезен в Палестину. Затем он «объявляется» в Египте, а уже от туда попадает в арабскую Испанию. После освобождения испанских земель от арабов, Грааль перемещается в город Леон. Там его нарекают чашей Урраки, в честь королевы Кастильской.

В наши дни сразу несколько городов пытаются доказать, что обладают древней таинственной реликвией. К самым известным «претендентам» можно причислить серебряный сосуд – Антиохийский потир. Его обнаружили антиквары в Антиохии в начале прошлого века. Сосуд выполнен в виде кубка на круглой ножке. На нем рельефно изображен Иисус Христос и его апостолы.

Еще один «единственно подлинный» Грааль находится в Валенсии и принадлежит Собору Святой Марии.

Подробнее о священной реликвии тут:


Таро Святого Грааля: история создания, особенности, символы

Обзор колоды Таро Святого Грааля

Автор – Ptaha

Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки – из прошлого тащим, –
Потому, что добро остаётся добром –
В прошлом, будущем и настоящем!

Сподвигнула меня написать эту статью zirochka, приподнеся в подарок Таро Святого Грааля. Это приятное обстоятельство заставило меня погрузится во времена Средневековья и крестовых походов, подробнее узнать о жизни Храмовников.
Старшие Арканы колоды позволяют познакомиться с историческими персонажами того времени: основателем Ордена Тамплиеров – Гуго де Пайенсом (Маг), правителем Иерусалимского королевства Балдуином (Император), аббатом Бернаром Клервоским (Верховный Жрец). В карте Императрица предстает Сибилла – королева Иерусалимская.

Мечи отражают воинственные задачи, которые стояли перед Орденами того времени: защита пилигримов в их поломничестве к святым местам и функции по охране государств. Символы трех Орденов: Госпитальеров, Тамплиеров и Тевтонцев представлены на тузе мечей. Развитие масти демонстрирует разные моменты: от посвящения в рыцари Ордена на 3 мечей до неизбежных в военном деле потерь (10 мечей).

Подпишитесь на нашу рассылку и новые статьи будут приходить к вам на почту

Переплетением культур язычества, христианства, персонажей английских легенд представлены жезлы, начиная с туза в виде мирового дерева Иггдрасиль и заканчивая неповторимым Королем жезлов в виде великого посвященного Гермеса Тригмегиста.
Пентакли отражают еще одну важную ипостась Храмовников – занятие торговлей, ростовщичеством, банковским делом, т.е. делами сугубо земными. Закрепленная в Уставе Орденская благотворительность видна в 6 пентаклей.
Оккультная аналогия кубков представлена в соответствии с 10 сфирами кабалистического древа жизни, а карты двора – в виде ангельской иерархии: Паж – Ангел, Рыцарь кубков – Архангел, Королева – Херувим, Король – Серафим. Присутствует традиционное развитие масти с наложением арабских мотивов.
Несмотря на смешение стилей, колода предстала передо мной во вполне себе классическом уэйтовском варианте, легко и охотно идущая на контакт, мягко и четко давая ответы практически на любые вопросы. Но особенно красноречиво получается просмотр вопросов, связанных с работой, поездками, финансами, вопросами судопроизводства, анализа различных ситуаций.
Очень четко колода дала ответ для обратившегося ко мне молодого человека, у которого предстояло судебное рассмотрение дела. В его интересах было желание потянуть время и юноша очень надеялся на отсрочку заседания. Но выпавшие 2 жезлов, 3 мечей, 10 жезлов не оправдали его надежд, дали понять, что вопрос будет решен не в пользу кверента. Обратная связь только подтвердила вердикт карт: судебное заседание завершилось, сильно огорчив молодого человека. Ситуация, в которую он попал, стала жестким уроком, положив конец его трудовой деятельности и поставила перед выбором : каким путем теперь идти дальше и каким видом деятельности заниматься.

Очень интересна тема самого Святого Грааля – загадочного талисмана, породившего массу легенд, поиском которого занимаются многие века, начиная с Персеваля, рыцаря времен короля Артура и заканчивая нашими днями. В средневековых европейских легендах Грааль – это Чаша, из которой Иисус Христос пил во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса после его казни. Ради того, чтобы добыть эту Чашу, древние рыцари совершали подвиги, так как ее обретение ассоциировалось с получением богатства, бессмертия и духовного совершенства. Некоторые исследователи этой тайны считают, что Грааль – высшая духовная сила, заключающая в себе Мудрость, Знание, Благодать и Совершенство. Символически же Грааль – это Мечта, прекрасная и недостижимая, обретение которой сделает человека счастливым.
В колоде сама чаша изображена на Аркане МИР и на карте ТУЗ КУБКОВ.

Очень интересно проявились эти карты в моей жизни.
На предстоящую поездку мне вышел туз кубков, на котором изображена чаша с льющимися потоками воды. И действительно, мне предстояла поездка за водой на источник, который освящен по всем христианским канонам, там постоянно течет вода, которую люди набирают для своих нужд и к нему в любое время тянется нескончаемый поток людей.
Аркан Мир выпал мне на карту дня и не обманул мои ожидания. В этот день мне удалось благополучно завершить одно очень важное дело, которое долгое время мне не давалось.

Остается только поблагодарить пришедшую в мою жизнь колоду, которая зачем-то должна была у меня появится и человека, доброта и щедрость которого позволила этому случится.

Обзор колоды Таро Святого Грааля

Легенды о Священном Граале будоражат умы человечества вот уже несколько веков. Эти таинственные истории, связанные со средневековым Орденом Тамплиеров, передаются из уст в уста, ложатся в основу многочисленных книг, фильмов, компьютерных игр. Неудивительно, что и мир Таро эти истории не обошли стороной. К чему я это всё? К тому, что сегодня на повестке дня у нас обзор колоды Таро Святого Грааля, связанного как раз с этой самой загадочной темой.

История создания колоды

На удивление, о Таро Святого Грааля очень мало информации в сети. Несмотря на то, что колода увидела свет не в такие уж древние времена — в 2006 году, особую популярность она, судя по всему, не сыскала. С чем это связано — трудно сказать, ведь иллюстрации, созданные Стефано Палумбо под руководством Лоренцо Тезо получились довольно интересными. Быть может, тема просто оказалась не очень популярной для тарологов? Кто знает, но даже переиздание колоды спустя три года (в 2009) ситуацию не изменило. Поэтому я, пожалуй, назову Таро Святого Грааля колодой для узкого круга, а не для широких масс.

Ключевые особенности колоды

По сути, перед нами весьма переработанный, но всё же узнаваемый Уэйт, правда, выполненный в приглушённых тонах и отражающий те самые истории Ордена Тамплиеров. Стопроцентным клоном назвать эту колоду рука не поднимается, поскольку некоторые сюжеты всё-таки отличаются от традиционных английской школы. Но всё же, это не глубокая самостоятельная авторская проработка, как это было, например, в Таро Эльфов, о которой я уже как-то писала обзор. Масти, наименования карт Двора, названия Старших Арканов в Таро Святого Грааля — абсолютно всё здесь остаётся в духе Уэйта, и особенно это прослеживается в числовых картах.

Можно сказать, что в Младших Арканах отсылки к работе Памелы Колман-Смит лезут изо всех щелей, хоть и прикрываются совершенно иной тематикой. Единственное важное отличие — нумерация Силы и Правосудия, о которых идёт извечный спор: в данной колоде Правосудие всё-таки стоит на восьмом месте, Сила — на одиннадцатом. Интересный, но непонятный факт: многие Старшие Арканы оказываются весьма далеки от классики (при том, что большинство Младших — откровенно клоны), но при этом они иногда не вписываются даже в представления той эпохи, о которой идёт речь. Что это — корявая авторская недоработка или попытка «впихнуть невпихуемое»?

Символизм колоды

По сравнению с творением Марка МакЭлроя (Таро Эльфов), работа тандема Палумбо-Тезо изрядно проигрывает. Да, вроде бы и задумка интересна, и одежда, обстановка, сюжеты проработаны тематически, чтобы с головой погрузить нас в эпоху таинственного Ордена Тамплиеров. Но вот чего-то здесь не хватает. И я в очередной раз напоминаю вам, что мои обзоры субъективны, они основаны на личном мнении, поэтому вы вправе не согласиться с моей точкой зрения. В конце концов, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Так вот. Я, к сожалению, не чувствую того самого погружения в эпоху, которую хотели создать авторы. Для меня Таро Святого Грааля — это просто набор тематических картинок. Я не вижу в колоде цельной истории, которая бы шла красной нитью от Аркана к Аркану. Да, на картах что-то определённо происходит, но порой понять, что к чему, без подсказок из МБК просто не представляется возможным. И это, на мой взгляд, большой минус. Хочется-то завораживающих историй, и историй именно авторских. А получается какой-то пресловутый набор открыток.

Старшие Арканы

Но давайте всё-таки попробуем прогуляться по галерее Таро Святого Грааля и посмотреть, что же всё-таки пытался нам показать автор. Вот Шут, на удивление, мне понравился. В этой колоде он показан пилигримом, т.е. основное отличие от классики в том, что у него есть цель, он не просто так праздно шатается где ни попадя. Кстати, судя по всему, паренёк оказался предусмотрительным: кажется, что в узелке у него лежит оружие. Ну а что, путь пролегает по местам опасным, мало ли что может произойти? Да и вообще, назвать Дураком этого героя рука как-то не поднимается.

Поехали дальше. К Верховной Жрице у меня вообще много вопросов. Судя по МБК, это Святая Евфимия. Как-то не очень вяжется, на мой взгляд, этот образ с классическими отсылками Жрицы. Мне, если честно, не очень понятно, зачем вообще было включать церковную христианскую великомученицу в колоду Таро, и уж тем более на второй Аркан. Кто эти два мужчины, которые стоят на двух боковых створках триптиха? Почему Рыцари преклоняют колена именно перед этим образом? Какое отношение всё это имеет к поискам Святого Грааля? Вопросов однозначно больше, чем ответов.

Следующее недоумение вызвал Аркан Влюблённые. Удивительно, но на этой карте в Таро Святого Грааля никаких влюблённых вы не увидите вовсе. Перед нами предстают два мужчины. Как становится ясно, если покопаться в истории — это Ричард Львиное Сердце и Саладин. Название карты в МБК — Перемирие. И вот тут я возвращаюсь к тому, что без подсказки начинающий таролог точно не разберётся в том, что здесь происходит. Оказывается, в 1192 году Ричарду Львиное Сердце пришлось заключить перемирие с Саладином, но это решение было связано с непростым выбором — либо потерять Иерусалим, либо потерять Англию.

Вот и получается, что докопаться до сути Аркана мы можем только через отличное знание истории и поиски в интернете, поскольку сама МБК никаких подробностей не описывает. Тут же хочется сказать: ну создали вы такую замороченную колоду — так хоть книжку к ней напишите нормальную! Вон, Марк МакЭлрой же написал, и в процессе чтения этой книжки сразу всё в Таро Эльфов становится на свои места, все сюжеты оказываются понятными. А тут — на первый взгляд, стоят себе два мужика, и чего стоят? Кого выбирают, почему мирятся? Да и яблочка на дереве позади, кстати, тоже висит два — можно же поделить поровну и разойтись своими дорогами!

А теперь (только не падайте) давайте посмотрим на то, как выглядит Дьявол в Таро Святого Грааля. Да, с одной стороны, понятно, что это тот самый Бафомет Элифаса Леви, но ни у кого не возникает вопрос — таким ли виделся Дьявол во времена Ордена Тамплиеров? Мне кажется, что всё-таки его образ должен был выглядеть как-то иначе.

А посмотрите, как вольно переработали Суд! На стяге глашатая изображён герб нового провозглашённого Иерусалимского государства. И сама карта показывает нам именно этот момент. Да, казалось бы, всё логично — наступают новые времена, многое меняется для простого народа, но вам не кажется, что Страшный Суд — это всё-таки о чём-то другом? В общем, много чем разочаровало меня это ваше Таро Святого Грааля.

На этой ноте я предлагаю закончить, наконец, со Старшими Арканами и перейти к Младшим.

Младшие Арканы

Честно говоря, я даже не решила, на чём сделать акцент — показать дикое количество Уэйтовских клонов среди Младших Арканов или же те немногие, что всё же имеют авторские сюжеты? Давайте всё-таки посмотрим те карты, где имеется хоть что-то новенькое, пусть и не везде удачное. Вот, например, Восьмёрка Жезлов Таро Святого Грааля. В МБК сказано, что карта символизирует быстроту реакции, поездку, ассоциативное мышление. Вы видите хотя бы одну трактовку в этом сюжете? Я — нет. Тройка Кубков. В МБК одно из значений Аркана — материнство и общая радость. Что. То ли переводили эту маленькую белую книжечку онлайн-переводчиком, то ли где-то затесалась явная опечатка. На карте три мужчины, и, судя по их лицам, они уж точно не радуются.

Тройка Мечей каким-то странным образом вообще выбивается из канона. Я бы не удивилась, если бы перед нами была полностью авторская разработка, там такие вольности встречаются часто. Но в Таро Святого Грааля по восемь из десяти числовых карт каждой масти повторяют Уэйта, так почему на Тройке Мечей мы видим сцену Посвящения в Рыцари Ордена, а не разбитое сердце и всё этому сопутствующее? Или же для человека, решившего стать тамплиером, подобное желание было связано с сильнейшими душевными муками? Значение Десятки Пентаклей тоже противоречит само себе: на Аркане нарисованы Рыцари, с триумфом въезжающие в город, а в МБК после этого описания указаны значения: непринуждённость, семейный доход, близкие связи и ещё несколько трактовок. В общем, чем дальше в лес — тем больше дров.

Придворные карты

И снова про дрова. Создатели Таро Святого Грааля умудрились наломать дров даже при создании придворных персонажей. Двор Кубков ещё можно вписать в ту эпоху, о которой идёт речь: эти персонажи представлены Ангелом, Архангелом, Херувимом и Серафимом. Паж, Рыцарь и Король Пентаклей тоже вполне соответствуют. Но изображать на Королеве Пентаклей икону — это уже выше моего понимания. Недоумение вызвал также единорог, на котором едет Рыцарь Жезлов и Корабль Арго на Паже той же масти. Где Арго и где Орден Тамплиеров? По-моему, создатели малость перепутали временные рамки этих историй. Впрочем, как я уже говорила, иллюстрации всех Арканов Таро Святого Грааля при всём желании не получается вписать в какую-то единую историю. И очень жаль.

Особенности толкования карт

Значения карт Таро Святого Грааля в сопроводительной брошюре описаны только для прямого положения, но мне кажется, что и перевёрнутое будет уместно, если вы привыкли переворачивать Арканы при гадании. Я, как уже говорила, перевёртышами не пользуюсь вообще, за исключением пары специфических колод. Но всё это — личное дело каждого. При толковании этой колоды точно потребуются хорошие знания истории, религиоведения, а порой — и мифологии.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода

Таро Святого Грааля позиционируется как универсальная колода, но лично мне было бы трудно с ней сработаться в принципе. Если вам близка эта тематика, иллюстрации не вызывают отторжения и возникает желание покопаться в сюжетах глубже — думаю, вы сможете использовать эти карты для гадания на любую тему.

Кому подойдут данные карты?

А вот здесь я впервые не знаю, что и сказать. Рекомендовать Таро Святого Грааля начинающим тарологам я точно не посоветую — ногу сломят, да искажённое восприятие канона получат. Профессионалам такая колода тоже вряд ли пригодится. Видимо, остаются только коллекционеры.

Рекомендованная литература для ознакомления с колодой

Книг по Таро Святого Грааля, как я уже сказала, нет, а МБК грешит явными ошибками. Поэтому выход тут один — читать учебники истории и религиоведения, а потом пытаться дойти своим умом до возможных трактовок той или иной карты. На этой ноте свой обзор я завершаю. И по традиции прошу прощения у тех, кому творение Лоренцо Тезо и Стефано Палумбо пришлось по душе.

Таро Святого Грааля: история создания, особенности, символы

В нашем “Дневнике Таролога” я не привел еще ни одной истории, основанной на раскладе “Следующий Шаг”. Дело в том, что я, во-первых, не так часто пользуюсь этим раскладом, а во-вторых – в сравнении с уже описанными здесь ранее случаями, – связанным с этим раскладом историям, несколько не доставало красоты. Однако недавно, обновляя контент данного сайта, на самой странице расклада “Следующий Шаг” я увидел, более чем подходящий по красоте и глубине смысла, эпизод из своей практики.

Схему расклада для нашей истории вы видите ниже:

Попросивший меня об этом раскладе мой друг уже несколько лет занимался биржевой торговлей и, несмотря на обладание действительно прибыльной торговой системой, никак не мог добиться успеха в данной деятельности. Говоря на языке биржевых игроков, он никак не мог найти свой “Священный Грааль“, который бы обеспечил ему стабильный успех в данной деятельности.

Я, со своей стороны, тоже достаточно хорошо разбираюсь в этой теме, так как не один год занимался ей, особенно серьезно фокусируясь на психологии биржевой торговли и переведя на русский язык несколько работ по этому вопросу (одну из переведенных мной книг в этой области, а именно “Торговое Племя”, выдающегося биржевого трейдера современности Эда Сейкоты, вы можете скачать из библиотеки моего сайта. Очень рекомендую).

Зная, что торговая система моего друга действительно прибыльна (а я принимал участие в ее тестировании), я понимал, что его трейдерский “Священный Грааль” находится – как, впрочем, и у всех остальных – в области психолгии. И мне было очень интересно, как карты Таро отразят его следующий шаг к заветной финансовой независимости.

Итак, моего друга интересовало, что именно на тот момент было для него важно для достижения успеха в этой области, на что ему вообще не нужно обращать внимания и чем все это для него кончится, если он реализует эту важную составляющую.

На первой позиции расклада, как вы видите на его схеме, отражая суть текущей ситуации, взялась восьмерка мечей “Вмешательство”. Как и следовало ожидать, карта оказалась сильно негативной, отражая как текущие неудачи кверента, так и его сильно подавленное эмоциональное состояние.

На вторую позицию расклада “Следующий Шаг” выпала карта “Сила”. Эта позиция расклада отражает то, что сейчас совершенно не важно для успеха и на чем кверенту вообще не стоит фокусироваться. Вот здесь для ее интерпретации мне и понадобились знания в той области, которой занимался мой друг, а в особенности – ее психологической стороны. Дело в том, что “Сила” в раскладах на бизнес и личность является действительно позитивной картой, отражая такие качества человека, как уверенность в себе, напористость и способности его реального влияния на ситуацию. Однако, будучи у моего друга в избытке, в области биржевой торговли они лишь мешали ему. Суть в том, что решающим психологическим качеством для успеха в этой сложнейшей деятельности, основой ее “Священного Грааля” является гибкость, которая – работая в комплексе с полным самоконтролем – выражается в способности трейдера меняться вместе с рынком, ни в малейшей степени не борясь с ним, а просто следуя его течению. Именно на недостаток этого качества и указала кверенту карта на второй позиции расклада “Следующий Шаг“, отражая собственные позитивные значения.

Третья позиция расклада оказалась не менее красивой. На ней взялась карта “Башня” , 16-й старший Аркан, в своем базовом значении отражающий “полное разрушение старого, давая место новому”. Эта позиция расклада ” Следующий Шаг ” отвечает на вопрос ” Что сейчас важно? “. И как это не удивительно, но именно ежемоментное освобождение от своих прошлых представлений, от своей уверенности в возможности предсказывать дальнейшее движение рынка и пытаться влиять на него и являются теми качествами, которых – в противовес его “Силе” – как раз и недоставало моему другу.

Удивительно, но именно карта “Башня”, генерально указывающая на разрушение, в отношении психологии биржевой торговли исключительно точно отразила один из важнейших аспектов того “Священного Грааля“, который многие годы ищут тысячи трейдеров, а находят лишь очень немногие из них.

На четвертой позиции расклада, отражая то, что будет, когда кверент, отказавшись от своих попыток продавить рынок, придет к возможности постоянного обновления своих прошлых представлений, выпала, пожалуй, лучшая эмоциональная карта колоды, десятка кубков “Счастье”. В раскладах на личность эта карта, генерально, означает глубокие чувства покоя и счастья, проистекающие из ощущения полной собственной безопасности. И именно этого, то есть, ощущения полной финансовой безопасности, как раз и не хватало моему другу для полного покоя и счастья.

Что ж, “Священный Грааль” был найден. Теперь моему другу предстояло самое сложное – изменить некоторые базовые качества своей психологической природы, фактически его воплотив. Пожелаем ему удачи в его нелегкой борьбе ))!

персональный сайт Людмилы Смирновой

Оригинальное название: THE QUESTION OF THE GRAIL.

Объединение карт : Шут и Ангел.

Астрологическое соответствие : планета УранНептун, знак ВодолейРыбы.

Описание и символическое значение карты

Грааль – символ бессмертия, духовной чистоты, нечто идеальное. Тема Грааля входит в цикл легенд о короле Артуре как поиск чаши высшей святости. Она помещалась в центре мистического Круглого стола во дворце Артура – Камелоте. Явившись в качестве видения, Грааль становится объектом поиска и стремлений странствующих рыцарей. Только трое из рыцарей, олицетворявшие высшие рыцарские добродетели, соответственно верность, целомудрие и святость, удостоились причащения из чаши. Святая реликвия может открываться только людям, достигшим высшего духовного развития. Лишь тот, кто призван самим Граалем, способен достичь места его сокрытия. Потеря чаши интерпретировалась как утрата райского состояния, потерю внутренней устойчивости, сакрального центра. Поиск Грааля символизирует вечный поиск истины.

В христианской традиции мы тоже встречаем этот божественный сосуд. Иосиф Аримафейский принес чашу на место распятия Христа и собрал в нее кровь из ран умирающего Иисуса. Лунный серп, входящий в символику креста, часто истолковывался как чаша Грааля.
Чаша Грааля – это вместилище чистых, божественных энергий. Получить ее можно, только полностью очистившись душой и духом. Карта символизирует внутренний поиск утраченного рая. Духовные подвиги.

Карта на день

Что для меня важнее всего сегодня сделать?
Сегодня вам представиться маленькая возможность приблизиться к большой цели. Но если нет внутренней готовности, все будет напрасно.
Что для меня важнее всего нужно сегодня понять?
Всегда необходимо стремиться к высокому и светлому.
Чему я сегодня могу научиться?
Стремлению к своему идеалу, поиску Истины.

Мотив – Соединение с Богом. Получение просветления. Ожидание чуда. Поиск идеала.

Состояние – Стремление к идеалу. Мысли о высокой цели, которая дает силы для преодоления трудностей.

Процесс – Постоянный поиск идеала.

Результат – Чуть-чуть приблизиться к идеалу. Либо конкретизация своих представлений об идеале. Придет понимание, что вы хотите на самом деле.

Отношения – Поиск своей половины. Идеализация. Отношения очень возвышенные. Дают силы для подвигов. В них нельзя фальшивить, иначе они исчезнут.

Предостережение – Призрачность и недостижимость цели. Непостоянство.

Совет – Очиститься, и тогда восстановится связь с Богом.

Грааль


Нашли ли вы Святой Грааль?
Его вы разгадали свойства?
Пришло ли священное к вам беспокойство?
И, в стольких землях побывав,
Вы свой ли изменили нрав?
Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль»

Грааль — один из самых интересных и легендарных символов. Предание о Святом Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. В наиболее популярной версии легенды это та чаша, из которой Иисус и апостолы пили на Тайной Вечере, или та, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пригвожденного к распятию.

Эта чаша — символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей лишь коснуться их губ, пробуждаются к жизни. Обладая способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, Грааль в западной традиции занимает то же место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией.

Грааль, вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто ему служит, имеет отношение к символике Философского Камня. Он также выступает в качестве барки, ковчега, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций.

Чаша Святого Грааля, содержащая кровь, основу жизни, отождествляется с сердцем, а следовательно, с центром. Грааль соединяет в себе два элемента: чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину), олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало; копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх) — мужское, активное, огненное начало. Эти элементы объединены носителями жизни — кровью или священной жидкостью, стекающей в чашу. Жизнетворные, обновляющие силы, излучаемые солнечным сосудом, и силы уничтожения, являющиеся в образе кровоточащего копья, заключают в себе двойное таинство.

Поиски Грааля — это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски обычно предпринимаются солнечным героем, не имеющим представления о своей истиной природе. Грааль прежде всего предполагает поиск мистического Центра — «неподвижного перводвигателя» Аристотеля или «неизменной середины» восточной традиции. В глубинной психологии Юнга Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, движение от Эго к Самости.

Потеря Грааля символизирует потерю Золотого Века, рая, изначальной духовности, внутренней устойчивости, чистоты и невинности человека.

Символика расположения Грааля в центре Круглого Стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба, которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка).

В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, обозначающий сердце, имел форму сосуда.

У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Со временем это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого Стола.

В христианстве Грааль — святое Сердце Христа. По преданию Грааль был сделан ангелами из изумруда, упавшего со лба Люцифера, когда он был низвергнут в бездну. Подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера. Таким образом, значение Грааля все больше связывается с муками Христа, с идеей добровольной жертвы и искупления.

В христианской легенде Грааль был дан Адаму, но оставлен им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре Рая и его нужно снова найти, так как искупитель обретает чашу и восстанавливает рай для человечества.

Образ Грааля, бесспорно, нельзя полностью сводить ни к церковному таинству, ни к кельтскому мифу. Для рыцарской культуры средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что она соединяла дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику. Эта чаша является символом душевного здоровья и стремления возвыситься, ибо только те из ищущих, кто обладает абсолютной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной и недугом, однако, может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль — это тайна, которая открывается лишь самым достойным.

Источники:
http://tayniymir.com/molitvyi/graalya.html
http://spasateli.ucoz.ru/publ/opisanie_literatury_po_taro_obzory/obzor_kolody_taro_svjatogo_graalja/40-1-0-709
http://tarotman.ru/kolodyi/taro-svyatogo-graalya.html
http://www.tarotreading.ru/tarologs-journal/256-graal.pdf
http://astrosymbols.ru/question_of_grail/
http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/graal/
http://ezoterica.club/taro/tenej.html

Ссылка на основную публикацию