Конспект как инструмент для изучения Придворных Карт

Понимание придворных карт и мастей Таро

Придворные карты традиционно считаются самыми сложными для изучения. Возможно, потому, что люди пытаются толковать их, как все другие карты колоды. Однако если вы вначале поймете природу их рангов, то намного быстрее научитесь читать их в раскладе. Возможно, вы захотите сразу же перейти к значениям отдельных карт (ссылки в конце страницы), но все же полезнее будет вначале разобраться с общими принципами, с которых мы и начнем.

Придворные карты представляют окружающих нас людей или же аспекты нашей собственной личности. Они имеют ранги: Паж, Рыцарь (или Всадник), Королева и Король. Важно помнить, что пол в Таро также символичен. Короли изображаются мужчинами, чтобы отобразить связанную с картой активную энергию. Королевы показаны женщинами, поскольку энергия этих карт пассивна. Не стоит сразу же предполагать, что рыцари в раскладе означают мужчин, а королевы — женщин. Карты могут иногда обозначать события, как, например, пажи, которые символизируют вести, или рыцари, которые подразумевают быстродвижущуюся энергию, хотя эти значения являются более традиционными и используются современными толкователями уже не так часто, как раньше.

При изучении придворных карт думайте о них, как о людях, уделите время пониманию их характеров. Все они обладают чертами, помогающими вам раскрыть их роль в ситуации, о которой вы спрашиваете, а также разобраться в их уникальной мотивации. Ситуации, учитывающие других людей, могут быть непредсказуемыми, поскольку мы не можем контролировать их решения и действия. Однако понимание того, что ими движет, может помочь вам найти способ сотрудничества с этими людьми, устранить непонимание, сосредоточиться на общих целях или выбрать взаимовыгодное направление деятельности.

При том что каждая карта символизирует уникальную личность, есть общие черты, обоснованные рангом и одеждой. Поэтому, поняв характеристики, к примеру, пажей и масти Жезлов, вы лучше поймете значение Пажа Жезлов.

При анализе характеристик масти позитивные аспекты чаще всего приписываются картам в прямом положении, а негативные — перевернутым картам.

Жезлы Таро

Огненная масть Жезлов означает такие черты характера, как харизма, энергия, оптимизм, очарование, лидерство и теплота. Двор Жезлов может быть увлеченным и страстным, а может быть эгоцентричным, всегда жаждущим быть в центре внимания. И тепло личности может порой превратиться во вспышку ярости, делая Жезлы резкими, незрелыми или жестокими.

Кубки Таро

Члены королевской семьи Кубков — зачастую люди творческие, сопереживающие, чуткие, заботливые, любящие, с развитой интуицией и чувством такта. Они также эмоциональны и дорожат отношениями. Но могут и настойчиво требовать внимания к себе и своим жизням, а также быть чересчур чувствительными и очень обидчивыми.

Мечи Таро

Мечами правит логика, поэтому мы воспринимаем людей, обозначаемых этими картами, способными справиться с любыми трудностями и проблемами, а также наметить любые планы. Они зачастую точны, умны, сообразительны и образованны, прекрасно находят общий язык со всеми.

Иногда они могут казаться чересчур холодными и отстраненными. Со свойственными им наблюдательностью и умом, они быстро распознают наши слабости. Также они остры на язык и могут ранить словом.

Пентакли Таро

Пентакли олицетворяют людей практичных, верных и надежных, которые зачастую ценят деньги и ресурсы, любят комфорт. К счастью, они также прекрасно управляются с упомянутыми ценностями. Из-за тесной связи с материальным миром такие люди могут казаться поверхностными. К тому же их страсть к подсчетам может приводить к мелочности, а стабильность перерастать в тупость и застой.

У каждой масти свой собственный стиль и своя природа. Все могут играть определенные роли, как положительные, так и отрицательные, пользуясь подходящими именно для них средствами. К примеру, все масти могут помочь во время кризисной ситуации: Жезлы немедленно начнут действовать, Кубки обеспечат эмоциональную поддержку, Мечи разработают лучший план, а Пентакли обеспечат его воплощение в жизнь. Все могут быть добрыми друзьями, но по-своему. К Жезлам хорошо отправиться на вечеринку, Кубки станут жилеткой, в которую можно поплакаться, Мечи помогут переписать резюме или спланировать отпуск, Пентакли отправятся с вами по магазинам, чтобы помочь «вписаться» в бюджет. При этом все они могут вами манипулировать: Жезлы будут подзуживать, Кубки — играть на чувстве вины и давить на жалость, Мечи втянут в спор, а Пентакли начнут подбрасывать искушающие идеи. Бывают они и одержимыми: Жезлы беспокоятся за собственное эго, Кубки раздувают свои эмоции, пока те не заслонят им весь мир, Мечи могут спорами довести себя до язвы желудка, а Пентакли — скандалить из-за копеек.

По мере того как вы начнете понимать личности придворных карт, вам будет легче интуитивно их интерпретировать и вы гораздо легче сможете определять, какого человека символизирует та или иная придворная карта. До тех пор, и даже после этого, вам будет проще и полезнее сосредоточиться на ролях, которые играют эти карты, не отвлекаясь на личности, которые они представляют. Одно дело — определить человека в раскладе, совсем другое — знать, почему этот человек в нем появился, каковы его цели и как с этим лучше работать. Понимание ролей, которые отображаются рангами, поможет вам получить эту информацию.

Сочетание этого понимания со знанием качеств, связанных с мастью, поможет вам подробнее детализировать расклад.

Роли, которые играют карты, определяются в основном их рангом: паж, рыцарь, королева или король. Ранг показывает степень влияния человека на ситуацию. К примеру, последствия действий пажа будут значительно отличаться от тех же действий короля или даже рыцаря. Ранг также определяет, насколько легко вам будет заручиться поддержкой или изменить действия личности, отраженной на придворной карте. Вам, скорее всего, проще будет договориться с пажом, чем добиться чего-то от короля. Приняв во внимание масть карты, вы получите намек на истинную мотивацию и приоритеты человека, с которым столкнулись, и, следовательно, сможете вычислить лучший подход к нему.

Давайте ознакомимся с базовым значением рангов жезлов, кубков, мечей и пентаклей, сферами их влияния и доступности:
(Ссылки откроются в новом окне)

  • Пажи
  • Рыцари
  • Королевы
  • Короли

Вместо того чтобы запоминать ключевые слова и характеристики придворных карт, эффективнее будет использовать базовое понимание их качеств (на основании масти и ранга), чтобы интерпретировать карты в контексте своего расклада. Ниже приведены интерпретации, которые сосредоточены на том, как лучше привлечь карты или повлиять на них в зависимости от ранга и масти.

Каждая группа придворных карт расположена на определенном фоне, который символизирует характеристики их масти. Жезлы расположены в пустыне, что лучше всего отвечает их огненной природе. Кубкам комфортнее всего у воды — воплощения их ключевого элемента. Мечи предпочитают открытые травянистые равнины, где небо ясно, а ветер ничем не сдержан. Пентакли располагаются на пышных, плодородных ландшафтах, наслаждаясь плодами своего труда.

Помимо связи масти с элементами, с ними связан и каждый ранг.

Короли относятся к Воздуху, королевы — к Воде, рыцари — это Огонь, а пажи — Земля. Иными словами можно сказать, что Король Мечей — это Воздух Воздуха, Король Пентаклей — это Воздух Земли, Королева Жезлов — это Вода Огня и так далее.

Мастер класс «Применение интеллект-карт на уроках истории»
статья по истории

ТЕМА: Применение интеллект-карт на уроках истории

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках истории для развития познавательных интересов обучающихся и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
master-klass_primenenie_intellekt-kart_na_urokah_istorii.docx122.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение интеллект-карт на уроках истории»

Учитель истории Сарылова Гилян Алексеевна

МКОУ «Молодежненская СОШ»

ТЕМА: Применение интеллект-карт на уроках истории

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках истории для развития познавательных интересов обучающихся и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

– сформировать у участников мастер-класса понятие о методе составления интеллект-карт;

– выяснить, целесообразность применения метода составления интеллект-карт на уроках истории;

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

– участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения метода составления интеллект-карт на уроках; поймут его важность и необходимость для современной школы;

– практический выход: самостоятельное конструирование собственных интеллект-карт.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности.

Моя задача, как учителя, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить обучающегося думать креативно, развивать творческое мышление. Сократ сказал: “Я не могу научить всех всему. Я могу научить их думать”.

В этом мне поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Понятие об интеллект-картах. По-английски “Метод интеллект-карт” называется “МАЙНД МЭП”. Буквально слово ” МАЙНД ” означает “ум”, а слово ” МЭП ” — “карты”. В итоге получаются “карты ума”. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин “интеллект-карты”, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Ни для кого не секрет что, сейчас принято деление на правополушарно и левополушарно мыслящих людей. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину. А без целостного представления исторического процесса во времени и пространстве, изучить предмет изобилующий датами, именами, событиями ребенку очень тяжело. Т.Бьюзен «хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации». И это у него получилось.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т.д.

Данный метод позволяет изменить способ работы на уроках, развивает умения:

  • сотрудничать и работать в группе;
  • систематизировать информацию;
  • ставить вопросы,
  • выделять главное, индивидуально
  • делать сравнение.

Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно.

  1. Этап – использование интеллект-карты как наглядного пособия.
  2. Этап – знакомство с алгоритмом построения, через обучающую игру.
  3. Этап – составление интеллект-карт в паре, группе,.

На первом этапе интеллект карта мною используется в качестве наглядного пособия, составляю ее я сама, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом не просто представляю законченный вариант карты, а создаю ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания. Например, составление интеллект-карты при изучении раздела «Древняя Греция».

Я прошу детей прочитать название нового раздела и пишу на доске название раздела. Далее дети называют крупнейшие темы, которых будем изучать в данном разделе. От названия раздела рисую толстые цветные линии, количество которых соответствует количеству тем, и отображаю основные вехи. По содержанию параграфов учебника когда дети определяют события, главных действующих лиц, рисуются тонкие цветные линии и также отмечаются. Далее учащиеся делают предположении, как можно дополнить карту, в виде рисунка, линий, надписей. Интеллект- карта готова. Эту карту мы используем на протяжении изучения всего раздела.

Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен.

Давайте познакомимся с алгоритмом интеллект- карты.

  • Возьмите лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
  • Положите лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).
  • От центрального понятия нарисуем в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяйте, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
  • От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.

С алгоритмом дети знакомятся в ходе обучающей игры. Обучение-игру лучше проводить на последнем уроке, например на классном часе или внеурочке.

Сейчас я с вами и проведу такую обучающую игру. Составим рассказ о Древней Греции

Начинаем рисовать карту в следующей последовательности:

  • В центре листа, расположенного горизонтально, красочно изобразите То с чем ассоциируется Древняя Греция, так как мы все взрослые люди, нам достаточно просто написать так чтобы вокруг на листе бумаги оставалось место.
  • В стороны от центральной записи, как лучи от Солнца, нарисуем ветви, разным цветом (стрелки, изогнутые линии и т.п.), количество которых равно количеству групп слов ( 5), подпишем их, Боги, города, почва, население, занятия .
  • Поместите на каждую ветку те слова, которые она объединяет по смыслу. Для этого к каждой ветке добавьте необходимое количество ответвлений
  • Везде, где возможно, добавьте рисунки, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами,
  • Отделите ветви друг от друга цветными блоками
  • Между какими блоками существует связь, давайте её покажем стрелочкой.

Понравилось ли рисовать рассказ, в котором мало слов, но всё понятно? Достаточно ли на карте информации, по которой можно рассказать о предмете? Такую карту мы будем называть интеллект- картой. Как видите рассказ по ней составить очень легко, ассоциации сами цепляются друг за друга, а читать ее можно вообще из любой точки, от центра, с периферии, с любого понравившегося слова.

Кто-нибудь хочет рассказать о Древней Греции, используя свою интеллект-карту, Можно работать, как индивидуально, так и коллективно.

Но при составлении интеллект-карт надо обращать внимание на то, чтобы дети не допусками таких ошибок как, выбор второстепенной информации, написание большого количества слов, желательно чтобы было не более 7 главных понятий, нерационального распределения времени, мало количества рисунков, отсутствия связей.

Применение интеллект-карт на уроках истории позволяет:

  • Создать мотивацию.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Наиболее эффективные результаты даёт использование интеллект карт

При изучении и закреплении нового материала применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала;
  • закрепление материала;
  • обобщение материала;
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
  • подготовка проекта, презентации.

Конспект как инструмент для изучения Придворных Карт

Сегодня нечасто встретишь людей, которые ведут конспекты. Заветная комбинация кнопок ctrl+c ctrl+v делает ведение конспекта ненужным и устаревшим.

Но только на первый взгляд.

Просто скопировать и распечатать значение карты явно недостаточно. Я знаю многих изучающих таро, собравших огромные коллекции значений, но так и не сумевшие их осмыслить.

Однако и уклоняться от достижений прогресса тоже не дело)).

Поделюсь с вами одним из приемов, как я изучаю карты.

Конспект

Мой конспект может выглядеть и как комментарии к тексту.

Артур Уэйт. Иллюстрированный ключ к таро.

Есть как минимум два перевода книги Уэйта на русский язык, юбилейное издание к 100-летию выхода колоды и перевод Костенко. Мне юбилейное издание нравится больше. Текст именно оттуда.

Королева чаш. Прекрасная светловолосая мечтательница — которая из чаши черпает свои видения. Это, однако, только один из аспектов карты; она не только видит, но она также и действует, и ее деятельность питает ее мечты.

Прорицательное значение: добрая, справедливая женщина, честная, преданная дама, которая готова оказать услугу Кверенту; любовь к знаниям, и, следовательно, талант видеть; успех, счастье, удовольствие; также мудрость, добродетель; прекрасная супруга и хорошая мать.

Перевернутая карта: значения меняются на противоположные: добропорядочная женщина на высокопоставленную даму, которой нельзя доверять, извращенная женщина, порок, позор, развращенность.

Удивительно, но многие не читали первоисточник. «Таро Уэйта как система» Костенко, многочисленные книги Банцхафа и Мери Грир, но именно Уэйт прошел мимо внимания.

Королева чаш

Прекрасная светловолосая мечтательница — которая из чаши черпает свои видения. Это, однако, только один из аспектов карты; она не только видит, но она также и действует, и ее деятельность питает ее мечты.

деятельность направлена на реализацию мечты. Отсюда – романтичная практичная женщина.

Прорицательное значение

добрая, справедливая женщина

ее доброта граничит с равнодушием, а справедливость ниоткуда не вытекает. Постулат АУ. На самом деле, о том что ДК честная и справедливая, как и о том, что она блондинка, первым написал Эттейла. А Уэйт лишь повторил его текст)

Честная, преданная дама, которая готова оказать услугу Кверенту;

Любовь к знаниям, и, следовательно, талант видеть;

странная фраза. В оригинале вот так «loving intelligence, and hence the gift of vision». Костенко дает более осмысленный перевод – «разум, умеющий любить, а отсюда дар ясновидения». Но, как мне кажется, несколько далекий от оригинала. Мой вариант: любовь (тяга) к познанию, и отсюда дар видения (предвидения).

успех, счастье, удовольствие;

бесспорно. Особенно удовольствие

Также мудрость, добродетель; прекрасная супруга и хорошая мать.

высшая, максимально проработанная и реализованная ДК. Крайне редко выпадает в таком значении.

Перевернутая карта

Значения меняются на противоположные: добропорядочная женщина на высокопоставленную даму, которой нельзя доверять

Костенко приводит иной по смыслу вариант – добрая женщина либо высокопоставленная женщина, которой, однако, нельзя доверять. Здесь опять отсылка к Эттейле с его честной женщиной и женщиной из высшего общества. Однако Эттейла говорит лишь о пороке, бессовестности, скандале и разврате. Тема доверия всплывает у Мазерса, Woman in good position, but intermeddling, and to be distrusted; Success, but with some attendant trouble. Но мне кажется, что and to be distrusted можно перевести не только как «не доверять», но и «недоверчивая», что гармонирует с «назойливой». Следует отметить особую важность темы доверия для этой карты.

Извращенная женщина, порок, позор, развращенность.

Метод Конспект – карта

Со временем мы понимаем что память ухудшается. Возможность понять и запомнить сложное падает.

Поэтому возникла мысль использовать человеческий опыт в познании и запоминании.

И вот что получилось.

Первое – лучше знакомиться с нужным материалом поэтапно. Не загромождая мозг большими массивами информации.

Второе – раздел изучаемого на несколько частей и выявлении главенствующих фактов.

Третье -это использование специальных способов скорочтения, не требующих особых тренировок.

Четвертое- чтобы не было путаницы в изучаемом нужно расположить, или желать к этого, все в одном месте с помощью составления особых Конспект – карт.

Понять поняли, а как все запомнить? С помощью мнемонических техник . Метод ассоциаций, метод места и метод выделения частей образа.

I.Запоминание нужного мысленным расстановкой на предметах на хорошо знакомом пути. К примеру, обычный путь к работе. Со всеми своими подьездами, строениями и деревьями.

II. Абзацы текста или его фрагмент мы можем обозначить одним выражением, определяющее его смысл. Это слово представим в виде картинок, как прямо так и косвенно подходящим по смыслу. Поэтому легко запомнится картинка, а не текст с он ассоциирован, а это конечно естественнее. Далее, после специального алгоритма запоминания метода, вспоминаем изображение — вспоминаем сам текст.

III. И третий способ который нужен — это разборка какого – либо придуманного зрительного образа на свои составляющие. Лошадь- уши -грива – копыта.

1) Для каждого раздела текста придумывается соответствующие картинки.

2) Подбираем изображение всему изучаемому материалу, например «80 лье под водой» подходит образ «подводная лодка». Необходимо расположить эту картинку в центре экрана, листа бумаги.

3) Выделяем мысленно части подводной лодки: перископ, иллюминаторы, бока,винт.

4) На каждую выделенную часть центрального зрительного образа — подводной лодки располагаем, По часовой стрелки и слева направо, всегда следует начинать с верха левого угла чтобы не было путаницы, тот образ, то изображение которое придумано для соответствующего раздела.

5) Делаем изображения которые символизируют разделы полупрозрачными, как бы видим сквозь пыльное стекло и как бы пальцем по пыли, пишем на них соответственный текст.

Итог, запоминаем специальным образом связку картинки и текста. В окончании, вспоминаем изображения – вспоминается и весь искомый материал.

Так удалось изучить книгу по криптографии совокупным временем пять часов в течении пяти дней а это 459 страниц.

Опыт таро: придворные карты от пажа до короля

21-22 октября в Москве пройдет двухдевный семинар о придворных картах таро. Особенностью наших занятий является концентрация на личном опыте взаимодействия с символами таро, без мистики и эзотерики.
В чем особенность именно придворных карт?
Придворные карты таро (пажи, рыцари, королевы и короли) – диагностический набор в символике таро. 16 аспектов индивидуальности, с ее интересами, склонностями и жизненной задачей, актуальной на данном этапе пути. Как и в случае с младшими арканами, это не разрозненные символы, а единая, динамичная система, и мы постараемся максимально раскрыть этот аспект придворных карт.

Мы называем цикл семинаров «опыт таро», потому что с помощью упражнений, фокусированного самонаблюдения и общения в группе стремимся воссоздать ситуации, наиболее приближенные в проживании к значениям карт. Поэтому мы говорим о таро без мистики и эзотерики, на языке эмоций, чувств, желаний, фантазий и мыслей.

Мы НЕ будем заниматься таро-консультированием, диагностикой, прогностикой, гаданием и медитацией в прямом смысле этих слов. Хотя полученный опыт, поможет вам в любом из перечисленных видов деятельности вне зависимости от предпочитаемой колоды.

Что будет? Женя расскажет небольшой кусок теории и мы вместе организуем много практики. В теории речь пойдет о нашем видении инструмента таро с точки зрения юнгианской психологии (алхимия души, тень, персона и самость) и гештальт-подхода (цикл опыта и теория селф).
В рамках упражнений будет возможность:
• примерить основные стратегии отношений с миром на материале придворных карт;
• понять, какие из придворных карт привычны и изведаны, а какие новы, вызывают страх или интерес;
• прожить в комфортных и безопасных условиях путь от пажа до короля;
• поймать ощущения, чувства, мысли которые возникают при встрече с принципами придворных карт;
• раскрыть взаимосвязи между картами, как частями одного цикла, как в рамках одной масти, так и для всех придворных карт вместе;
• если у вас есть сложности в понимании или отношении к конкретным картам, можно будет разглядеть, чем они вызваны и попробовать что-нибудь с этим сделать. Причем не только в отношении придворных карт, но и всей колоды.

Этот семинар – продолжение нашего большого проекта “Алхимия Таро“. Мы поставили перед собою амбициозную цель – запустить программу изучения карт таро в психологической и не только практике. Так, чтобы опираться на личный опыт участников, а не на великие эзотерические истины; чтобы кажды мог собрать себе свою систему, если есть такое желание, или утрясти в голове те старые, что не собираются. Мы провели несколько семинаров про младшие числовые арканы таро. Нам удалось в одном семинаре добиться баланса между психологической практикой и изучением таро, благодаря чему участники могли узнать что-то новое о себе, а что-то о таро как проективном инструменте.

Мы специально подготовили группу таким образом, чтобы в ней могли принять участие люди, ранее не имевшие дело с нашей системой. Поэтому возвращение к предыдущему материалу будет, но назвать его повторением в полном смысле слова было бы не корректно.
Чем семинар будет отличаться от предыдущих:
1. Тема. Женя и я расскажем новый кусочек теории.
2. Практика. Будет больше упражнений, включающих ассоциативную работу с картами в парах с другими участниками.
3. Опытом ведущих. За этот год мы много чего пересмотрела и переобсудили и в теории, и в практике.
Поэтому семинар будет интересен как совсем новым участникам, так и тем, кто у нас уже был. Приходите. И зовите с собой интересующихся знакомых.

Что взять с собой? На занятии понадобятся карты таро. Желательно (но не обязательно) системы RWS. Для занятий у ведущих найдется колода для вас, но выбор будет ограниченным.

Кто ведет?
Лапшина Татьяна (гештальт-терапевт (7 лет), психолог, кандидат психологических наук, таро-практик (11 лет))
Семенов Евгений (первая ступень обучения гештальт-терапии (МИГИП), инженер, изучает таро 11 лет, автор цикла текстов «Алхимия Таро»)

Семинар двухдневный, 10.00-18.00 (с перерывами) в сб и вс, 21-22.10. Занятия пройдут в центре Практика по адресу Лялин пер, 8, стр.3. (м. Курская, Чистые пруды, Китай-город).
Стоимость за оба дня 3000 рублей или 2500 рублей по предоплате до 20 сентября.
Записаться можно по почте, а для этого написать письмо мне (tatyana@psyvert.ru) и Жене (jade.wayfarer@gmail.com). Если вы собираетесь к нам в первый раз, в письме расскажите чуть-чуть о себе: кто вы, сколько вам лет, каковы ваши отношения с таро, есть ли у вас любимая колода и какая, что вас заинтересовало в нашем объявлении, что бы вы хотели получить от семинара. Возможно, кто-то из нас задаст вам в ответ несколько вопросов. Будет здорово, если вы укажете адресатом сразу два и-мейла. Если вы уже были у нас на семинаре, мы будем рады услышать, что пригодилось из того, что мы давали на группах по младшим арканам и чего вы хотите от занятий по придворным картам.

Если вы знаете кого-то, кому может быть интересна или полезна такая группа, поделитесь с ними этим объявлением.

© 2017, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором

Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

Достаточно долго в мире проводится PISA – международная программа оценки знаний и умений учащихся. Впервые учащиеся российских школ участвовали в ней в 2000 году. Результаты этого участия стали шокирующими: из 32 стран мы заняли 27 место, хуже России оказались такие страны, как Мексика и Бразилия. PISA – тест включал в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.). Эти неутешительные данные были приведены в статье “Почему наши школьники провалили тест PISA”, опубликованной в журнале “Директор школы” в 2005. №№ 4, 5. На основе анализа ошибок, допущенных при выполнении этого теста, были сделаны многочисленные печальные выводы, в том числе – вывод о том, что традиционно российская школа не учит детей понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию.

Между тем, уже в начальном звене, используя традиционные “инструменты” обучения, такие как историческая и контурная карты, возможно учить ребёнка добывать, интерпретировать, преобразовывать и использовать информацию. При правильном подходе к подобному “инструменту” учитель может решить массу проблем, стоящих перед современной системой образования:

  • проблему перехода от репродуктиного к продуктивному уровню обучения;
  • проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;
  • проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.

В представленной ниже таблице показаны примеры заданий для работы с контурной картой. В левом столбце – традиционные задания, которые содержат контурные карты по истории древнего мира для V класса. Эти задания предлагают ученику механически перенести информацию из атласа на контурную карту. Справа размещён переработанный вариант задания по этой же контурной карте, целью которого является самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход на противоречие в информации и попытку объяснения противоречия.

Таблица “Примеры заданий для работы с контурной картой”

Репродуктивный уровень (воспроизведение информации)Продуктивный уровень (самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза).
1. Выделите основные районы земледелия;

2. Подпишите столицы Древнего Египта;

3. Обозначьте район пирамид;

4. Покажите границу Египетского государства в 15 в. до новой эры.

1. Выдели наиболее благоприятные территории в Египте для занятий земледелием (отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями);

2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте);

3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила;

4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте. Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуй объяснить причину появления этого противоречия.

Таким образом, при подобном подходе, ученик не только получает знание о предмете, но и учится его добывать и использовать.
На уроке в начальной школе работу необходимо начинать с отработки алгоритма чтения карты:

Алгоритм чтения исторической карты

  1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
  3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:

а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Одним из способов “добывания” информации может служить сравнение информации, представленной на нескольких картах (см. Приложение 2). Ниже представлены карты Москвы и Новгорода, размещённые по адресу www.wlf.ru (рис. 1, рис. 2). Отвечая на поставленные к ним вопросы, ученик начального класса, опираясь на мыслительные операции сравнения и обобщения, может извлечь из изображения массу информации. Учителем могут быть заданы вопросы и сформулированы задания:

  1. В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?
  2. Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город?
  3. Выделите особенности формы старых русских городов.

Далее можно предложить ученикам сравнить карты Москвы и Санкт-Петербурга, (карта размещена по адресу www.silverhotel.ru) – рис. 3.

  1. Сравните расположение улиц Москвы и Петербурга: в чем различие?
  2. С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)?
  3. Подумайте, какие проблемы могут сейчас существовать в городах, построенных по типу Москвы и Новгорода?

Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель будет оценивать работу по контурной карте и преобразование условной информации карты в текстовую. Критерии позволят помимо предметных отработать некоторые общеучебные умения и навыки. Критерии содержат 5 баллов (традиционная школьная оценочная шкала). Один критерий соответствует одному баллу (см. Приложение 1).

Критерии оценивания работы с контурной картой

  1. Умение точно и правильно выполнить задание по карте;
  2. Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
  3. Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
  4. Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
  5. Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

Критерии оценивания работы с исторической картой

  1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
  2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
  3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
  4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
  5. Речевая грамотность.

В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.

Мастер класс «Применение интеллект-карт на уроках истории»
статья по истории

ТЕМА: Применение интеллект-карт на уроках истории

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках истории для развития познавательных интересов обучающихся и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
master-klass_primenenie_intellekt-kart_na_urokah_istorii.docx122.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение интеллект-карт на уроках истории»

Учитель истории Сарылова Гилян Алексеевна

МКОУ «Молодежненская СОШ»

ТЕМА: Применение интеллект-карт на уроках истории

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках истории для развития познавательных интересов обучающихся и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

– сформировать у участников мастер-класса понятие о методе составления интеллект-карт;

– выяснить, целесообразность применения метода составления интеллект-карт на уроках истории;

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

– участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения метода составления интеллект-карт на уроках; поймут его важность и необходимость для современной школы;

– практический выход: самостоятельное конструирование собственных интеллект-карт.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности.

Моя задача, как учителя, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить обучающегося думать креативно, развивать творческое мышление. Сократ сказал: “Я не могу научить всех всему. Я могу научить их думать”.

В этом мне поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Понятие об интеллект-картах. По-английски “Метод интеллект-карт” называется “МАЙНД МЭП”. Буквально слово ” МАЙНД ” означает “ум”, а слово ” МЭП ” — “карты”. В итоге получаются “карты ума”. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин “интеллект-карты”, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Ни для кого не секрет что, сейчас принято деление на правополушарно и левополушарно мыслящих людей. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину. А без целостного представления исторического процесса во времени и пространстве, изучить предмет изобилующий датами, именами, событиями ребенку очень тяжело. Т.Бьюзен «хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации». И это у него получилось.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т.д.

Данный метод позволяет изменить способ работы на уроках, развивает умения:

  • сотрудничать и работать в группе;
  • систематизировать информацию;
  • ставить вопросы,
  • выделять главное, индивидуально
  • делать сравнение.

Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно.

  1. Этап – использование интеллект-карты как наглядного пособия.
  2. Этап – знакомство с алгоритмом построения, через обучающую игру.
  3. Этап – составление интеллект-карт в паре, группе,.

На первом этапе интеллект карта мною используется в качестве наглядного пособия, составляю ее я сама, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом не просто представляю законченный вариант карты, а создаю ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания. Например, составление интеллект-карты при изучении раздела «Древняя Греция».

Я прошу детей прочитать название нового раздела и пишу на доске название раздела. Далее дети называют крупнейшие темы, которых будем изучать в данном разделе. От названия раздела рисую толстые цветные линии, количество которых соответствует количеству тем, и отображаю основные вехи. По содержанию параграфов учебника когда дети определяют события, главных действующих лиц, рисуются тонкие цветные линии и также отмечаются. Далее учащиеся делают предположении, как можно дополнить карту, в виде рисунка, линий, надписей. Интеллект- карта готова. Эту карту мы используем на протяжении изучения всего раздела.

Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен.

Давайте познакомимся с алгоритмом интеллект- карты.

  • Возьмите лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
  • Положите лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие).
  • От центрального понятия нарисуем в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяйте, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
  • От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.

С алгоритмом дети знакомятся в ходе обучающей игры. Обучение-игру лучше проводить на последнем уроке, например на классном часе или внеурочке.

Сейчас я с вами и проведу такую обучающую игру. Составим рассказ о Древней Греции

Начинаем рисовать карту в следующей последовательности:

  • В центре листа, расположенного горизонтально, красочно изобразите То с чем ассоциируется Древняя Греция, так как мы все взрослые люди, нам достаточно просто написать так чтобы вокруг на листе бумаги оставалось место.
  • В стороны от центральной записи, как лучи от Солнца, нарисуем ветви, разным цветом (стрелки, изогнутые линии и т.п.), количество которых равно количеству групп слов ( 5), подпишем их, Боги, города, почва, население, занятия .
  • Поместите на каждую ветку те слова, которые она объединяет по смыслу. Для этого к каждой ветке добавьте необходимое количество ответвлений
  • Везде, где возможно, добавьте рисунки, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами,
  • Отделите ветви друг от друга цветными блоками
  • Между какими блоками существует связь, давайте её покажем стрелочкой.

Понравилось ли рисовать рассказ, в котором мало слов, но всё понятно? Достаточно ли на карте информации, по которой можно рассказать о предмете? Такую карту мы будем называть интеллект- картой. Как видите рассказ по ней составить очень легко, ассоциации сами цепляются друг за друга, а читать ее можно вообще из любой точки, от центра, с периферии, с любого понравившегося слова.

Кто-нибудь хочет рассказать о Древней Греции, используя свою интеллект-карту, Можно работать, как индивидуально, так и коллективно.

Но при составлении интеллект-карт надо обращать внимание на то, чтобы дети не допусками таких ошибок как, выбор второстепенной информации, написание большого количества слов, желательно чтобы было не более 7 главных понятий, нерационального распределения времени, мало количества рисунков, отсутствия связей.

Применение интеллект-карт на уроках истории позволяет:

  • Создать мотивацию.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Наиболее эффективные результаты даёт использование интеллект карт

При изучении и закреплении нового материала применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала;
  • закрепление материала;
  • обобщение материала;
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
  • подготовка проекта, презентации.

Источники:
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/03/02/master-klass-primenenie-intellekt-kart-na-urokah-istorii
http://tarotman.ru/raznoe/konspekt-kak-instrument-dlya-izucheniya-pridvornyih-kart.html
http://pikabu.ru/story/metod_konspekt__karta_5701623
http://psyvert.ru/masterskie-i-gruppy/opyt-taro-pridvornye-karty-ot-pazha-do-korolya/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586800/
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/03/02/master-klass-primenenie-intellekt-kart-na-urokah-istorii
http://simvolmagii.ru/karty/znachenie-taro-tota

Ссылка на основную публикацию