Урок литературы по теме “Смысл финала романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Свет и покой в романе”. 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Цель: обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.
Задачи:
- помочь обучающимся проследить основные этапы судьбы Мастера и его романа, судьбы Маргариты на основе составленного цитатного плана;
- организовать работу по сопоставлению образов Мастера и Иешуа, Мастера и Булгакова;
- организовать работу по анализу эпизодов “ Приговор Мастеру”, “ Приговор Маргарите”;
- организовать самостоятельную работу по составлению кластера, интеллект-карты.
- организовать работу по анализу тем, мотивов, образов финальной главы;
- организовать дискуссию,
Методы обучения:
- эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
- самостоятельная работа;
- индивидуальная работа;
- художественное чтение;
- работа с художественным текстом;
- демонстрация кинофильма;
- творческий пересказ.
Оборудование: проектор, текст романа, словари, фрагмент художественного фильма “Мастер и Маргарита” режиссёра В. Бортко.
Предварительное домашнее задание:
- 1 вариант – Составить цитатный план по теме: “Судьба Мастера и его романа”.
- 2 вариант – Составить цитатный план по теме: “Судьба Маргариты”.
- Перечитать финальную главу.
- Индивидуальное задание. Выразительное чтение эпизода “Подарок Воланда” из гл.
- Словарная работа: выяснить значение слова “гомункул” с использованием словарей.
- Индивидуальное задание: выразительное чтение эпизода “Вечный приют Мастера”.
- Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.)
Святой Максим Исповедник
1 этап. Мотивационно-целевой.
1) Слово учителя.
– Итак, мы подошли к заключительному этапу работы над романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сегодня мы попытаемся осмыслить финал романа, выявив его неоднозначность.
2) Стадия вызова.
– Перечитывая финальные главы, какие вопросы вы себе задавали?
(Обучающиеся делятся своими мыслями. В ходе обсуждения обозначаются проблемные вопросы урока).
3) Постановка проблемного вопроса.
– Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?
2 этап. Информационно-деятельностный.
– Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к домашнему заданию.
Реализация домашнего задания 1-го варианта. Звучит монологический ответ. Один из учеников рассказывает о судьбе Мастера и его романа, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:
– Я знаю пять языков, кроме родного.
– . однажды выиграл сто тысяч рублей.
– Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой.
– Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.
– Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. и т.д.
а) Беседа с классом.
– Каков смысл слова “Мастер”?
– Что роднит Мастера и Булгакова?
– Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?
б) Составление интеллект-карты по группам. Каждая из трёх групп представляет свою работу. (Приложение №1)
Анализ эпизодов “ Приговор Мастеру”.
– Просмотрите фрагмент из кинофильма В. Бортко “Мастер и Маргарита”. Помог ли вам данный фрагмент ответить на проблемный вопрос нашего урока.
а) Просмотр фрагмента фильма (из 9 серии).
б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями, дискутируют.
4). Реализация индивидуального домашнего задания.
– Какой подарок получает герой от Воланда? Зачитайте фрагмент из главы?. Раскройте значение слова гомункул.
(“О трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днём гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой, прощайте! Мне пора”.)
После сообщения учащегося проводится самостоятельная работа с текстом по составлению таблицы:
Обещания Воланда | Что получит Мастер |
гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать | вечное напоминание том, что с ним случилось весной |
подобно Фаусту, сидеть над ретортой | если и сможет что-то создать, не сможет предъявить миру; |
вылепить нового гомункула | – несчастное создание, у него нет плоти; (“Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу”) |
– Как изображён вечный приют Мастера. Выразительное чтение эпизода из гл. 32. Реализация домашнего задания.
– Как можно понять слово “покой”? Составление кластера. (Приложение №2)
– Какие литературные реминисценции возникают? Почему?
а) Реализация домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Памятник”.
б) Обучающиеся делятся своими впечатлениями.
Беседа с классом:
– Почему Мастер не заслужил света?
а) Обучающиеся высказывают свои предположения.
б). Учитель знакомит с фрагментами из книги литературного критика И.Л. Галинской.
( В книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен “истинному” человеку. Что же не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: “Он ненавистен мне, этот роман. Я слишком много испытал из-за него” (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так.и не показано)).
– Как литературный критик ответил на этот вопрос? Согласны ли вы с её мнением?
– Почему Мастер не оспаривает приговор?
(Считает приговор справедливым. Он оценивает себя по той же шкале ценностей, что и своих героев. Мастер-Понтий Пилат – внутренняя параллель. Пилатчина – уход в себя, от своей совести. Понтий Пилат наказан Мастером бессмертием, бессмертием вечной вины. Мастер проявил безверие и малодушие. Мастер понимает, что человек ответственен за свои решения.
– По какому закону Мастеру дарован покой? (Если обучающиеся затрудняются ответить на вопрос, отсылаем к эпиграфу.)
(По закону справедливости, закону Воланда. Справедливость выше добра и зла.)
– Почему автор не наказывает героя тьмой?
(Совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя.)
10). Реализация домашнего задания 2-го варианта. “ Приговор Маргарите”.
а). Звучит монологический ответ о судьбе Маргариты с опорой на цитатный план, например:
– Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)
– Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)
– Невидима и свободна!
– Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая. (гл.21) и т.д.
б). Беседа с классом:
– Почему Маргарите дарован покой? А не свет? Не тьма?
– Кем и по какому закону героине дан покой? Какой эпизод в романе поможет нам ответить на этот вопрос?
( Обучающиеся делятся своими мыслями, дискутируют).
11). Обращение к финальной главе романа.
а) – Прочитайте лирическое отступление гл. 32. Художественное чтение эпизода.
б) Беседа с классом:
– Какие темы и мотивы звучат?
(Тема заблуждений человеческой души, мотивы усталости, потерянности, слабости.)
– А дальше идёт картина преображения, каков её смысл?
(Образ тёмно-фиолетового рыцаря, “который неудачно пошутил” говорит об ответственности человека за поступки, принятые решения, ответственности художника за творчество).
– К какому выводу подводит нас автор?
(Возмездие неизбежно, неизбежна плата за все ошибки, заблуждения.)
– Выходит, герои Булгакова – заблуждающиеся люди, страдающие от малодушия и безверия?
– Каково авторское отношение к ним?
(Сочувствие, сострадание и вера в прощение. Мастер “отпускает” на свободу своего героя, “прощает” его, Булгаков “отпускает Мастера в надежде на прощение как высшую ценность.)
– Значит, роман Булгакова – роман искупления, покаяния, веры в то, что Бог выше справедливости.
– Так по какому же закону Маргарите дарован покой?
(По закону милосердия.)
– Что писатель ставит выше: справедливость или милосердие, прощение?
– Обратимся к эпиграфу. Святой Максим Исповедник сказал: “Справедливости требует Дьявол. Бог выше справедливости.) Вы согласны с ним?
3 этап. Рефлексивно-оценочный. Обращение к проблемному вопросу урока.
– Почему героям дарован покой, а не тьма, не свет? Кто и почему дарует им покой?
(Звучат монологические ответы обучающихся).
– Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический?
Д/З. Написать эссе на одну из предложенных тем:
- “Над какими вопросами заставил задуматься роман?”
- “Нравственные уроки Михаила Булгакова”.
- “Какое дело нам, людям 21 века, до духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата?”
В чем заключается смысл финала романа «Мастер и Маргарита»? (Булгаков Михайл)
В мире романа «Мастер и Маргарита» фантастические, необъяснимые явления переплетаются с бытовыми реалиями. Это мистическое произведение насквозь пропитано авторской сатирой и черным юмором. Но последняя 32 глава «Прощение и вечный приют» отличается от всего романа по форме повествования. Она написана высоким слогом, в ней звучат мотивы преображения. Этой ночью иллюзии развеиваются и Воланд со своей свитой обретают истинный облик. Больше нет кривляний Бегемота и Коровьева. Это уже не огромный черный кот и человек в клетчатом костюме – это худенький юноша-паж и темно-фиолетовый рыцарь с мрачным лицом. Меняются Азазело, Мастер, Воланд. Этой ночью решаются судьбы героев, ирония автора здесь неуместна.
Все персонажи максимально серьезны – они понимают, что сегодня сводятся все счеты, истекают сроки наказаний.
Получает прощение Понтий Пилат. Две тысячи лет назад он подписал смертный приговор простому философу Иешуа Га-Ноцри. Великий прокуратор Иудеи струсил и за свою трусость был наказан. Но в эту ночь он освободился от постоянных мук совести.
Долгожданный покой и возможность творить свободно, рядом с любимой женщиной, получает Мастер. Не свет, а именно покой – то, чего, действительно, жаждала истерзанная душа гонимого писателя. Мастера больше не будут тревожить жизненные проблемы, осуждение и непонимание со стороны критиков. Он входит в свой «вечный дом» вместе с Маргаритой, и «беспокойная, исколотая иглами память» художника потухает.
Но торжественная и таинственная атмосфера 32 главы в эпилоге меняется на привычную сатирическую. С прежней иронией автор рассказывает о судьбах тех, кто остался в Москве. Дело о шайке искусных гипнотизёров еще долго тревожило умы жителей города. Но годы шли и возвращали московскую жизнь в привычное русло. Однако каждое весеннее полнолуние некоторые личности теряют покой. Среди «жертв луны» – Иван Понырев, он же Бездомный. Он послушался совета Мастера, оставил поэзию и стал профессором истории. В этом человеке нет больше следов безумия, с которыми он попал в клинику Стравинского. Но с этой луной он совладать не может. Раз в году он появляется на Патриарших прудах и повторяет свой путь, как и много лет назад, когда Миша Берлиоз попал под трамвай. Дома, во сне, он видит казнь Гестаса, видит лунную дорогу и двух людей, идущих по ней, видит женщину и его знакомого из комнаты 118. И в этом странном наваждении трагедия Ивана Бездомного: его память ничего не забывает, она лишь затухает до следующего весеннего полнолуния.
Таким образом, в финале романа «Мастер и Маргарита» подтверждается мысль, что справедливость всегда восторжествует. Получат покой те, кто этого заслуживает, и потеряют его провинившиеся.
1.Почему трагична судьба романа Мастер и Маргарита?
2.каковы жизненные принципы писателей в романе?
3.в какой обстановке создавался роман Мастера?
4.Какой смысл вкладывает Булгаков в слово “мастер”?
5.Что роднит мастера и Булгакова?
6.Что общего между Мастером и Иешуа?В чем различие их позиций?
7.Как Мастер попадает в клинику Стравинского?
8.какой символичный смысл вкладывает Булгаков в изображение клиники?
9.Какой приговор выносят Мастеру?как его обьяснить?почему Мастер не оспаривает его?
10.каковы требования Булгакова к человеку?
11.как решается в романе проблема ответственности человека?
12.что такое творчество по мнению Булгакова?
13.Как можно понять слова Воланда “рукописи не горят..”?
14.как звучит в судьбе Мастера тема бессмертия?
Ответ
«рукописи не горят… » — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель М. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.
мастер — историк, сделавшийся писателем. мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападки критиков, для мастера жизнь теряет всякий смысл.
Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно тридцати восьми лет» ) — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. Газетная кампания против мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова, когда его повести «роковые яйца» , пьесы «Дни турбиных» , «Бег» , «Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белая гвардия» перестают публиковать и ставить на сценах театров всего СССр.
Божественной волей безвестному сотруднику музея дарован писательский талант, который делает его мастером. работая над своим произведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате» , мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живёт он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества
Пришли к власти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься, ничего нет» . В этом мире божественный дар мастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. мастер — человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента латун ских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы, и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, который говорит то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполне естественно и не может быть иначе, но мастер этого не понимает. Он к этому не готов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущение безысходности, ненужности его дела, его романа. И мастер отчаялся, сломался.
Мастер был единственным в москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Он решил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, о том, «что можно» . Но его неприспособленность и слабость не могли не сказаться на его идеалах. Неудивительно, что мастер, ощутив свою безысходность и ненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
Роль мастера в романе неоднозначна: он остаётся внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света, но заслужил покой» . И именно Воланд и его свита восстанавливают справедливость по отношению к мастеру, делая его рукописи «негорящими» . И это свидетельствует, по м. а. Булгакову, о том, что только истинное творчество бессмертно!
История карет
Карета (от лат. carrus – повозка) – закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Чаще всего ими пользовались для личного пользования, хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример – дилижанс, омнибус и шарабан.
Вот этой хранящейся в Эрмитаже колеснице больше 2,5 тысяч лет! Найдена она на Алтае. Такой сохранности древних колесниц нигде в мире больше нет.
Первые повозки на конной тяге были найдены в кельтских захоронениях. Их кузов подвешивался на ремнях. В доисторической Европе также использовались четырехколесные экипажи с классической конструкцией в виде колеса и рессорной подвеской.
В I веке до н.э. римляне использовали подрессоренные колесницы для путешествий. Однако с упадком цивилизации, все секреты о изготовлении данного транспортного средства были полностью утеряны. Скорее всего, римляне использовали цепи или кожаные ремни в качестве некого подобия рессоры на что указывают раскопки древнеримской эпохи. Поскольку колесница являлась достаточно легким, быстрым и маневренным средством передвижения, то она хорошо зарекомендовала себя в боях. Воинов на колесницах легко можно было переправить из одного места сражения в другое.
В XV веке появился новый вид транспорта – карета. Это была повозка, кузов которой ремнями прикреплялся к изогнутой раме. Такое приспособление помогало смягчить толчки колес, но экипаж становился очень укачивающим. Кареты были дорогие и принадлежали только знати и титулованным особам.
В XVI-XVII столетиях развивалось внутренне удобство кареты. Появились кареты с кожаными боковыми тентами, жесткой крышей, а также застекленные (которые стали называться «берлинами»). Так как экипажи тех времен двигались медленно и путешествия занимали очень много времени, появились кареты с раскладными постелями. Они получили название «дормезы» – от французского «дормир» – «спать».
На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага(колымажка). Словарь русского языка XI–XVII вв. определяет колымагу как «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия». Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о ее происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку. Судя по контексту использования слов «колымага» и «колымажка», в этих экипажах передвигались женщины, больные, старики.
Колымага, Россия. 1640-е гг.
Карета царя Бориса Годунова, подаренная ему английской королевой.
Летняя “потешная” каретка принадлежала царевичу Алексею Петровичу. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1690-1692 гг. Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда; тиснение, золочение. Высота – 140; ширина – 75; длина
Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами ( нем karette), когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати.
В 1681 году был прописан указ, полагающий боярам ездить в карете, запряженной двумя лошадьми, по праздникам – четырьмя, а на свадьбу можно было позволить себе даже шесть коней! Все прочие должны летом ездить верхом, а зимой в санях, запряженных одной лошадкой.
Однако уже в XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно “выезжать” в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.
О внешнем виде карет следует сказать отдельно. Наличие собственного выезда было «визитной карточкой» состоятельного человека. Это был целый ритуал, отличающийся необыкновенной роскошью и помпезностью. Например, лица с чином полковника и выше должны были выезжать в карете в четыре или шесть лошадей, при этом с длиннобородым кучером и с двумя форейторами. Самые знатные бояре обивали кареты внутри красным бархатом, особой роскошью считались застекленные окна. Жены знати (бояр и дворян) круглый год ездили в закрытых каретах (экипажах), летом это были колымаги, зимой – каптаны. Эти экипажи бывали очень богато отделаны, внутри обиты соболями, а колеса кованы серебром. В колымагу (летнюю карету) обычно запрягали одну лошадь, хотя знатные дамы запрягали по несколько гуськом (так например царица выезжала аж на 12 белых лошадях, а еще ее сопровождали верховые прислужницы). Карета императора Петра I была весьма скромна на вид – черного цвета, с четырьмя оконцами. Зато кареты Екатерины II и Павла I поражали роскошью! Снаружи позолоченные, украшенные росписью. В карету Павла I влезало до двенадцати человек!
Карета Екатерины в Эрмитаже
Карета парадная четырехместная 1856 г. Санкт-Петербург, Россия
В 18 веке Петр I учредил регулярную почту. Появилась сеть станций, в распоряжении смотрителей были лошади, почтовые кареты, ямщики. Путешественники, приезжая на станцию, оставляли уставших лошадей и брали свежих, проплачивая их стоимость. Чиновники брали по статусу от двух до двенадцати лошадей, а помещики и вовсе использовали своих лошадей и кареты – пусть медленнее, зато дешевле.
Теперь сам Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью. В те времена две столицы соединяла грунтовка протяженностью 750 километров. В 1820 году стали ездить кареты-дилижансы. Места внутри такой кареты стоили 100 рублей, снаружи 75. Вскоре появились дешевые аналоги дилижансов – “сидейки”. В такую карету помещалось пять человек: трое внутри, двое снаружи. Запрягалась всего одна лошадь. Поездка из Петербурга в Москву в такой карете длилась неделю (в дилижансе 4-5 суток).
Во времена Онегина главным городским транспортом были кареты извозчиков. В Петербурге их было много, но стоил проезд в таких пролетках дорого.
В 1830 году появились омнибусы, это большие кареты типа нынешних автобусов. В них помещалось шестеро человек и столько же ехало на крыше кареты.
Люди побогаче могли себе позволить личные кареты и щеголяли в основном качеством и грациозностью лошадей. Ездили быстро и лихо. У столичных богачей были свои парки карет, от легких дрожек до больших дорожных карет. Конечно, самыми удобными для передвижения были кареты, по сути это были “мерседесы” пушкинской эпохи. Также к каретам относились домрезы, – это большие спальные кареты оптимальные для путешествий на большие расстояния. Но большинство горожан предпочитали брички, дрожки, возки и кибитки.
Все это легкие открытые или полуоткрытые экипажи, которые не могут по сути называться каретами, так как карета по определению – это ЗАКРЫТЫЙ экипаж (повозка) на рессорном ходу, с дверцами и окнами. Возок по сути почти карета, это закрытый экипаж с дверцами и окнами. Кибиткой называли простые экипажи на колесном или санном ходу. Бричка это легкий, полуоткрытый экипаж, а дрожки – рессорная коляска, порой весьма щегольского вида.
Начало же XX века было ознаменовано массовым производством автомобилей. Позолоченные кареты и быстрые экипажи остались в прошлом, казалось бы, навсегда. Однако, в наше время вновь появился спрос на конные экипажи. Существуют целые фабрики, создающие кареты по оригинальным чертежам прошлых лет. Сегодня аренда кареты на свадьбе или романтическом свидании – признак хорошего вкуса и неординарности заказчика. Благородная красота экипажей, своеобразная экзотичность, соответствующая модному стилю «ретро», и неповторимый колорит истинно русского размаха создают особую атмосферу и дарят возможность окунуться в эпоху прошлых столетий!
Звезда и Карета в колоде Русское Таро Лубок
Молодой человек с лёгкостью обещает девушке «звезду с неба». Дарить надежды – очень легкое дело. Раздавать обещания, которые не можешь и не собираешься выполнять – хороший способ создать себе позитивный имидж на первое время.
А девушка верит. «Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!» Ей скучно жить своей повседневной жизнью, какой бы она не была. Она придумывает себе жизнь, придумывает новые обстоятельства, и обещания заезжего ферта – раствор, который скрепляет ее фантазии, придавая им силу и остойчивость.
Карта Звезда из колоды «Русское Таро Лубок»
И ей неважно, что добрый молодец через минуту скроется за обрезом карты. Мира грез как раз хватит, чтобы дождаться следующих молодцов, которые уже ворвались в пространство карты «Звезда» с еще более новыми и чудесными обещаниями и надеждами.
Как создаются новые формы карт
Поиск новых форм карт идет постоянно. Кто-то экспериментирует с формами, и появляются круглые и треугольные карты, кто-то ищет вдохновение в еще незатасканных сюжетах мифов или сказок, или пытается выразить идеи карт через этнические, готические, эротические и так далее образы.
Мне буквально на днях пришла в голову идея «ментальных карт», и я попробовал сделать набросок.
Иногда детали рисунка отвлекают и раздражают. Иногда маленький размер карты и вертикальный формат не дают возможности насытить карту деталями.
Придумайте новое воплощение карты
Давайте попробуем сделать новые карты. Точнее, придумать для них новые воплощения. Поделитесь своими эскизами. Своим видением, своими мечтами – как вы хотели бы, чтобы выглядели карты? Какой должна быть колода вашей мечты?
Я не умею рисовать – но меня это не останавливает. Объясняя свои задумки художнику, я рисую квадратики и кружочки, нумерую и подписываю их. Поэтому не важно, в каком виде вы выложите свой эскиз.
В чем смысл романа Булгакова “Мастер и Маргарита”
Содержание статьи
- В чем смысл романа Булгакова “Мастер и Маргарита”
- Загадки романа «Мастер и Маргарита»
- Кто входил в свиту Воланда
Вечная тема добра и зла
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал около 12 лет и так не успел его окончательно отредактировать. Этот роман стал настоящим откровением писателя, сам Булгаков говорил, что это его главное послание к человечеству, завещание потомкам.
Об этом романе написано много книг. Среди исследователей творческого наследия Булгакова есть мнение, что это произведение своего рода политический трактат. В Воланде они видели Сталина и его свиту отождествляли с политическими деятелями того времени. Однако рассматривать роман «Мастер и Маргарита» только с этой точки зрения и видеть в нем только политическую сатиру было бы не правильно.
Некоторые литературоведы считают, что основным смыслом этого мистического произведения является вечная борьба между добром и злом. По Булгакову получается, что добро и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии. Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала. Одной из ключевых фраз романа стали слова Воланда, которые он произнес, обращаясь к Левию Матвею: «Не будешь ли так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
В романе зло, в лице Воланда, престает гуманным и справедливым. Добро и зло переплетены между собой и находятся в тесном взаимодействии, особенно в человеческих душах. Воланд карал людей злом за зло ради справедливости.
Не зря некоторые критики проводили аналогию романа Булгакова и историю Фауста, правда в «Мастере и Маргарите» ситуация представлена в перевернутом виде. Фауст продал душу дьяволу и предал любовь Маргариты ради жажды познания, а в романе Булгакова Маргарита заключает сделку с дьяволом ради любви к Мастеру.
Борьба за человека
Жители Булгаковской Москвы предстают перед читателем собранием марионеток, терзаемых страстями. Огромное значение имеет сцена в Варьете, где Воланд садится перед публикой и начинает рассуждать о том, что люди не меняются веками.
На фоне этой безликой массы только Мастер и Маргарита глубоко осознают, как устроен мир и кто им правит.
Образ Мастера является собирательным и автобиографичным. Читатель не узнает его настоящего имени. В лице мастера выступает любой художник, а также человек, который имеет собственное видение мира. Маргарита – это образ идеальной женщины, которая способна любить до конца, невзирая на трудности и преграды. Они идеальные собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной своим чувствам женщины.
Таким образом, смысл этого бессмертного романа условно можно разделить на три пласта.
Над всем стоит противостояние Воланда и Иешуа, которые вместе со своими учениками и свитой ведут беспрерывную борьбу за бессмертную человеческую душу, играют судьбами людей.
Чуть ниже находятся такие люди, как Мастер и Маргарита, позже к ним присоединяется ученик Мастера профессор Понырев. Эти люди духовно более зрелые, которые осознают, что жизнь устроена гораздо сложнее, чем, кажется, на первый взгляд.
И, наконец, в самом низу находятся простые обыватели булгаковской Москвы. Они не имеют воли и стремятся только к материальным ценностям.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности.
Хао!Мои бледнолицие братья и сёстры.Сегодня я бы хотел объяснить вам смысл текстов песен группы Король и Шут. А по х .
Хао!Мои бледнолицие братья и сёстры.Сегодня я бы хотел объяснить вам смысл текстов песен группы Король и Шут. А по ходу объяснения истолковать ярым противникам этой замечательной рок группы почему эти песни люди могут полюбить.
Ну так как по некоторым причинам я не могу выставлять сами песни на прослушивание поситителям этого поста, то я решу проблему проще, тексты буду писать в спойлер(хотя если честно я не очень понимаю значение этого слова) и потом писать смысл песни и примеры из жизни.
1.Дурак и молния.
Грохочет гром,
Сверкает молния в ночи,
А на холме стоит безумец и кричит:
“Сейчас поймаю тебя в сумку,
И сверкать ты будешь в ней
Мне так хочется, чтоб стала ты моей!”.
То парень к лесу мчится,
То к полю, то к ручью,
Все поймать стремится
Мол-ни-ю!
Весь сельский люд,
Смотреть на это выходил,
Как на холме безумец бегал и чудил.
Он, видно, в ссоре с головою,
Видно, сам себе он враг,
Надо ж выдумать такое – во дурак!
То парень к лесу мчится,
То к полю, то к ручью,
Все поймать стремится
Мол-ни-ю!
Утром по сельской дороге,
Медленно шел ночной герой,
Весь лохматый и седой,
И улыбался.
То парень к лесу мчится,
То к полю, то к ручью,
Все поймать стремится
Мол-ни-ю!
Эта песня немного неоднозначна, но я один пример в жизни и смысл уловил. Это пример безответной любви. Когда вы гонитесь за объектом своего обожания , а он уходит и он и есть та “молния которую вам непоймать”. А все вам говорят: Он, видно, в ссоре с головою,
Видно, сам себе он враг,
Надо ж выдумать такое – во дурак!
2.Маска.
Знают зеркала в чем моя беда
Не смотрю я в них больше никогда
Тугая маска спасение мое
И днем и ночью я вечный раб её
А что под ней никто не знает.
ПРИПЕВ:
Все случится как всегда
Не желая вам вреда
Буду вас я развлекать опять, опять
Посмотреть хотите вы
Что под маской но увы
Мне вас так не хочется терять.
Многих женщин я взглядом покорял
И всё ту же роль я всегда играл
Их любопытство травило душу мне
Как капля яда в излюбленом вине.
Уважить вас смогу лишь раз я.
Всему виной один лишь факт
Зловещий дьявольский контракт
Ему и вам не повезло
Под маской обитает зло
Лицо под маской вам покажу сейчас
И вы умрете как все
Кто был до вас.
ПРИПЕВ:
Все случится как всегда
Не желая вам вреда
Буду вас я развлекать опять, опять
Знайте люди в этот час
Монстр глаз не сводит с вас
Ваше любопытство чует он
Он в него влюблен.
Я с этой песней можно даже сказать породнился потому, что я тоже очень часто скрываю своё лицо под маской, чтобы никто не раскрыл мои “тёмные” стороны. Порой у каждого случались в жизни такие моменты когда приходилось прибегать к помощи “Масок”.
3.Песня мушкетёров.
– Качает ветер травы в поле,
По ним пройтись бы босиком.
– Налей вина мой друг, налей поболе.
Сейчас мы выпьем и потом.
– А я клянусь своею шпагой,
Проткну любого на своем пути.
– С друзьями я себя не чувствую салагой,
С друзьями весело идти.
Друг за друга если надо
Вступим в драку, и умрем.
И за это нам награда:
Вместе весело живем!
По улице шагают в ногу
Мушкетеры короля.
Атос, Портос и Арамис!
– А где Гасконец?
– Вот он я!
– Друзья скажу вам по секрету,
Что я поклонник женской красоты.
– Ого! Нашел еще монету.
В трактир пойдешь со мною ты!
– Я отстоять всегда сумею
Свое достоинство и честь.
– А я порою так борзею,
Что все меня готовы съесть!
Друг за друга если надо
Вступим в драку, и умрем.
И за это нам награда:
Вместе весело живем!
По улице шагают в ногу
Мушкетеры короля.
Атос, Портос и Арамис!
– А где Гасконец?
– Вот он я!
– Я разных женщин посещаю,
И все милы по-своему они.
– Я не скупой, я угощаю,
Потом гуляем на твои.
– Всегда готов к любому бою,
Своим клинком врагу внушаю страх.
– И мой клинок всегда со мною
В широких бархатных штанах!
Друг за друга если надо
Вступим в драку, и умрем.
И за это нам награда:
Вместе весело живем!
По улице шагают в ногу
Мушкетеры короля.
Атос, Портос и Арамис!
– А где Гасконец?
– Вот он я!
В основном в этой композиции я сильно люблю припев. Он скорее всего близок каждому парню, мужчине и мальчишке у которого есть настоящие Друзья
4.Фокусник.
Пролетели дни,
Фокусы мои,
Странные для всех,
Обрели успех.
И немало лет,
Свой храня секрет,
Драматичный я
Предложил сюжет.
Припев:
Что ж, фокусы – ложь,
Взрослые знают умы.
Все же, для них
Тайны мои
Необъяснимы.
Просят они:
«Нас обмани!
Чудо хотим видеть мы!»
Выхожу из тьмы.
Но в один момент
Ужаснется свет,
Лишь узнав о том,
Что подвохов нет.
Припев:
Что ж, фокусы – ложь,
Взрослые знают умы.
Все же, для них
Тайны мои
Необъяснимы.
Просят они:
«Нас обмани!
Чудо хотим видеть мы!»
Выхожу из тьмы.
Разгадки фокусов, увы, весьма банальны:
Мушкеты с порохом – и смерти все реальны!
И опять же в этой песне много смысла и порой его трудно понять как что-то одно. Но как Я понял тут говорится о вещах на самом деле более сложных чем нам кажется. И порой не стоит открывать завесу тайн, чтобы потом нам самим не было больно.
5.Тёмный учитель.
Не по закону власть дана!
Как представитель темной расы,
Творил он грязные дела
Со злобной в сумраке гримасой.
Уподобляясь тем, кто был
Бичом судьбы его несчастной,
Он так же кровь чужую пил,
Себя утратив в жажде страстной.
Сверкают алые зрачки,
И люди – как мишени в тире.
Не понимают новички,
Что они – твари в этом мире.
Внушая смертным лишь кошмар,
К манерам склонны непристойным,
Передают великий дар
Лишь в высшей мере недостойным.
Той жизни не помню, все как во мгле,
И это порою нравится мне.
Отныне изгоем быть не с руки,
Повсюду со мною ученики.
И если мой опыт
Кому-то поможет,
То день не зря будет прожит.
Припев:
Сейчас все неплохо – другая эпоха,
И древнего рода менялась природа,
Лишь вид небосвода столетиям не изменить!
Великих вампиров время прошло,
Но алое солнце снова взошло.
Предатель не пойман! И всякий сброд
Порочит достойный древний наш род.
Теперь каждый малый
Клыками стращает,
В тайну других посвящает.
Всем предстоит вас,
Друзья, понять:
Путь зрячих – Людям жить давать,
Участь слепых – убивать!
Эту замечательную композицию, я считаю лучшей из всех песен которые писала группа Король и Шут. Потому что она очень глубока, и так же неоднозначна. Но по моему мнению она напоминает нам о том что все мы накапливая опыт, в какой-то миг понимаем что, надо же какого то научить всему тому что мы знаем. А в современном мире все считают себя умнее других и поэтому забывают о тех кто гораздо умнее всего интернета, энциклопедий и книг по тому что они испробовали это сами. Меняется мир, меняются люди, вещи, но Лишь вид небосвода столетиям не изменить!
Послесловие: Я первый раз пишу подобный пост строго не судите.) Если хотите поставить минус, лучше просто не ставте +:)Это не последний пост на данную тему.
Всем спасибо за прочтение.)
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=23044
http://znanija.com/task/5940591
http://www.livemaster.ru/topic/612551-istoriya-karet
http://tarotman.ru/raznoe/star-answer.html
http://www.kakprosto.ru/kak-865632-v-chem-smysl-romana-bulgakova-master-i-margarita
http://kanobu.ru/pub/266332/
http://grimoire.club/viewtopic.php?t=14745